Николай Цуканов: Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю

  • 17 черв. 2017 10:00
  • 2750
    • Новина Николай Цуканов: Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю Ранкове місто. Кропивницький
     
    Этот человек — настоящий энерджайзер, способный заменить целое министерство. Николай Цуканов — владелец художественной галереи «Елисаветград», известный меценат и исследователь истории. По его инициативе в нашем городе появилось немало культурных традиций: пленэры для художников, мастер–классы для детей и взрослых, интересные встречи и презентации. Даже театр Кропивницкого облюбовал для своих представлений уютный выставочный зал галереи, где кроме живописных экспозиций действуют выставки раритетов, исторических документов и прочих интересностей. 
     
    — Николай Николаевич, не успел закончиться «Елисаветградский  пленер», а вы уже в новых проектах. Съезд художников, выход книги об Ильине, конкурс детских рисунков... Вы когда–нибудь отдыхаете?
    — У  испанского художника Пабло Пикассо есть по этому поводу очень хорошее выражение: «Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю». Что–то  подобное происходит и у меня. Только заканчиваются интересные проекты, я начинаю скучать, злиться на себя, Поэтому и приходится жить по принципу: отдых — это перемена вида деятельности. Вы же сами  в вопросе упомянули  столько направлений: рисунки, книги, художники...
    — А если серьезно, то что дают такие пленэры вам, как владельцу популярной галереи, художникам, которые участвуют, городу?
    — Я очень даже серьезно принял ваш первый вопрос и сразу и не подумал, что вы шутите. Наверное, это возрастное, когда начинаешь «понимать минутам цену и ведешь секундам счет». Теперь относительно пленэров. Для меня это  потрясающий спектакль, в котором я одновременно и сценарист, и артист, и зритель. Я с головой погружен в подготовку пленэра — что, где будет происходить, где художники будут работать, кого из художников  пригласить, что они смогут  написать (читай: как они сыграют), так, чтобы зритель был в восторге от  их картин. И требования каждый раз и к сценаристу, и к артистам возрастают. Думаю, вам это объяснять не надо, вы постоянно не только как журналист следите за пленэром, но и  имеете возможность непосредственно принимать участие в нем как художник.
    — Спасибо, это действительно приятное и неожиданное открытие в моей жизни, которое появилось под влиянием галереи «Елисаветград». Но в пленэрах участвуют маститые мастера кисти, к которым я себя пока не отношу. Знаю, побывавшие на «Елисаветградском пленэре» живописцы остались более, чем довольны.
    — Относительно того, что  пленэр дает самим художникам, процитирую слова народного художника Украины Анатолия Горбенко: «Работа художника над живописным полотном на открытом воздухе (а именно такой смысл имеет слово пленэр) позволяет «очистить» палитру, по–новому взглянуть  на краски и на окружающий мир».
     Что городу дает пленэр?  Художники познают не только природу нашего края, но узнают много интересного об области, городе, о наших людях. Они, приезжая домой, привозя картины, написанные у нас, экспонируя их на выставках, популяризируют наш край...
    — Сразу же после окончания пленэра вы отправились на всеукраинский съезд художников. Похоже, вы и Национальном союзе художников что–то новое затеваете?
    — Я не был делегатом съезда, а мне посчастливилось быть среди людей, приглашенных на съезд. Поэтому о внутрисоюзных вопросах говорить не совсем тактично, хотя я имел возможность наблюдать за происходящем. Главным для меня стала возможность одновременно не только увидеть 150 художников — делегатов съезда, но и общаться со многими из них.  Для меня как человека, пятнадцать лет занимающегося искусством, это огромное событие и удача. Одни имена чего стоят: президент Национальной  академии  искусств Андрей Владимирович Чебыкин, народный художник Украины Василий Иванович Гурин... На съезде я познакомился не только с художниками, но и гостями, среди  которых был  Герой Украины, генеральный директор художественный руководитель Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины имени Павла Вирского Мирослав Михайлович Вантух.
    А на ваш  вопрос, что нового затеваю, скажу: галерея вышла на новый уровень взаимоотношений с регионами страны. Ведь мне удалось познакомиться с большинством областных и крупных городских председателей союза художников, а значит, это новые выставки, новые проекты. Согласитесь, не каждая галерея выезжает в регионы нашей страны с выставками. А у нас уже за плечами Одесса, Киев, Измаил. А на днях галерея с выставкой посетит Мариуполь.
    — Недавно вышла ваша книга об известном кировоградском коллекционере Александре Ильине. Что она значит для вас? Почему и как писалась? Были неожиданные открытия во время работы?
    — Ильин для меня — особая тема. Да она и для нашего города это особая тема. Ведь личность коллекционера уникальна, как и его собрание. Уверен, что мы находимся только в начале пути в изучении и самой коллекции, и личности Александра Борисовича. Почему Ильин? Я бы сказал: не только Ильин! Ведь одно из моих увлечений — это создание музея истории города. И любая личность такого уровня мне интересна. Поэтому я и стал заниматься архивом фотографий Ковпака, и уже в конце июня мы покажем на сайте истории города около трех тысяч фотографий Василия Ксенофонтовича. Это и Мария Плахотина — врач, которая родилась в 1909 году в Елисаветграде, а умерла через 90 лет в Кировограде, чей дневник мне удалось выкупить, напечатать и выпустить книгой. Вот и Ильин увлек. Памятный знак на его могиле поставили,  небольшая (но первая за 23 года после его смерти) книга выйдет. Читатель сможет увидеть Ильина не как монстра из фильма «Синдром дракона», а простого человека, ходившего по нашим улицам и жившего в нашем городе.  
    — И о конкурсе детского рисунка «Щаслива дитина — квітуча Україна». Поначалу он был местным, затем перерос во всеукраинский, а теперь перешагнул через границы и стал всемирным. 
    — Конкурс «Щаслива дитина — квітуча Україна» с первого дня задумывался как всеукраинский. И мы добились официального признания этого статуса.  Конкурс уникален, количество участников  растет с каждым годом. Почему перешагнули границу Украины? Я когда увидел работы детей, сразу же подумал: вот лучший посол мира! Глядя на детские рисунки, сразу же начинаешь понимать, что Украина — миролюбивая страна. Ведь дети не врут, как политики. Они переносят на свои работы  то, что в душе, то, о чем они мечтают. Сегодня рисунки участников конкурса находятся в США , Канаде, Китае, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии. И географию будем расширять. Сейчас  ведем переговоры с нашими знакомыми из Израиля, Австралии...  Так что, возвращаясь к вашему первому вопросу, добавлю — уставать и расслабляться некогда — идей, планов, проектов много!
    — Остается пожелать вам успехов в их реализации. Спасибо за ваши замечательные проекты, за ваше неравнодушие и азарт, которыми вы заряжаете окружающих!
     
     
    Людмила Макей