А мне бы в небо: мифы и реальность работы стюардессы

  • 17 квіт. 2014 18:10
  • 5551
    • Новина А мне бы в небо: мифы и реальность работы стюардессы Ранкове місто. Кропивницький

    Совсем скоро во всех школах Украины прозвучат последние звонки, и выпускники, покинув пределы своих учебных заведений, отправятся в во «взрослую жизнь». Многие, конечно же, уже определились с будущей профессией, но далеко не все. «Первая городская» начинает новую рубрику, в которой поможет выпускникам, а, возможно, и не только им, развенчать мифы и узнать плюсы и минусы  разнообразных профессий, чтобы сделать правильный жизненный выбор.

    Работа стюардессы, наверное, окутана наибольшим «ореолом романтизма». Ну, конечно же, ведь это такая возможность  увидеть мир, заведя по ходу дела несколько романов с пилотами, и богатыми пассажирами. Но, пообщавшись с представительницами этой профессии, мы выяснили, что бытующие мифы о стюардессах на самом деле не больше чем мифы. Нашими собеседницами стали три прекрасные девушки, которые выбрали для себя профессию бортпроводницы: Екатерина Гержова, Юлия Амелина и Светлана Москаленко. Именно они помогли нашему журналисту развенчать множество мифов, сложившихся о представительницах этой профессии, и описали реалии этой работы.

    Кого берут на борт?

    Одним из наиболее распространенных является миф, о том, что все стюардессы обязательно обладают модельной внешностью. По факту же перед бортпроводниками действительно ставятся определенные требования, но никак не модельная внешность и параметры. Как рассказали наши собеседницы, потенциальная бортпроводница должна обладать приятной внешностью, плавной речью без дефектов и крепким здоровьем. Ее рост может находиться в пределах от 160 до 175 см (это требование колеблется в зависимости от авиакомпании), а вес должен соответствовать росту по медицинским нормам. Возраст принимаемых стажеров варьируется от 18 до 29 лет, а в «отставку» бортпроводницы уходят приблизительно в 45 лет (при сохранении всех вышеуказанных условий). Все эти факты в совокупности вызывают в уме образ с пресловутыми 90-60-90, которые, конечно, приветствуются, но являются далеко не самыми важными параметрами в подборе кадров. Существуют, конечно же, и требования к внешнему виду во время полета: бортпроводникам строго запрещено носить какие-либо украшения, которыми можно пораниться – крупные серьги, кулоны и так далее, одежда должна быть опрятной волосы аккуратно убранными, макияж легким, а лак на ногтях – не ярким. Обязательной для бортпроводниц является и фирменная улыбка, которая вне зависимости от настроения должны быть на лице, что часто используется в различных рекламных кампаниях, воздействуя, преимущественно, на мужскую клиентуру.

    Не менее распространенное заблуждение о недальновидности или даже некой глупости милых на вид бортпроводниц. Данный миф, как в прочем и предыдущий породила в основном голливудская киноиндустрия, штампуя разные по содержанию, но одинаковые по смыслу фильмы о поисках себя, любви и неба. Но кино - это не жизнь. По факту же стюардессы должны быть отлично обучены и знать уйму всяких вещей, начиная с устройства авиалайнера  и заканчивая регламентом разнообразных трапез. Не стоит забывать, что кроме обязательной, пусть и не очень длительной подготовки и стажировки, стюардессы постоянно проходят курсы повышения квалификации, разнообразные тренинги и.т.п. Одним из обязательных требования к претендентам на работу стюардессой у нас в стране является свободное владение украинским, русским и английским языками. Как рассказала мне одна из респонденток, собеседование на знание языка проходило около часа во время которого тематика разговором варьировалась от личных мотивов пойти работать стюардессой, и до обязанностей во время возникновения внештатных ситуаций. Причем вопросы задавались на всех трех обязательных языках, отвечать, как понимаете, нужно было на них же.

    Вообще во время подготовки бортпроводников учат многому — от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальные залы, где моделируют ситуации и тренируют адекватно на них реагировать, не впадая в панику. Обязательно нужно уметь плавать, но с парашютами вроде еще никому прыгать не доводилось по работе. Много тренингов по медицинской помощи, основам психологии и.т.д.. А учитывая, что учебный курс (если ты все же прошел три круга собеседований) составляет всего около месяца, то чтобы научиться всем этим аспектам работы бортпроводника нужно обладать как минимум хорошей памятью и умением адаптироваться в любой ситуации.

    После приземления вариантов немного

    Один из наиболее распространенных мифов о работе бортпроводников – куча свободного времени и возможность гулять во всех городах прибытия. На самом деле, рассказывают наши собеседницы, в начале месяца стюардессам раздают график полетов – в среднем выходит около 20-25 вылетов, среди которых бывает четыре, в лучшем случае – пять выходных. Да и стабильного «воскресенья» тут нет. Минимальный промежуток между перелетами должен быть не меньше 12 часов, часто именно такое время и дают. А значит, пока приедешь домой, поешь, поспишь – уже пора лететь в новый рейс и так по кругу. За полгода работы возможностей выйти из самолета и посмотреть город может быть от трех до десятка, в самых удачливых случаях. Во всех остальных рейсах видеть приходится только аэропорты и самолеты. «Засылки», когда команда может пробыть некоторое время в новом месте, даются не всем – чаще стюардессам, которые отработали больше года в компании. Тогда вполне возможно побывать 2 дня в Париже или 4 дня на каких-то островах, это уже, как рассказывают девушки, зависит от компании. Путешествия – то, ради чего многие идут в эту профессию, оказываются ничтожно малой частью этой работы.

    Основная же часть работы -  ежедневное повторение одних и тех же операций, многие из которых расписаны чуть ли не по минутам. Как ни странно, но много работы у бортпроводников и после приземления: пересчитать количество спасательных жилетов, инструкций безопасности и пледов, передать посылки авиапочты, проверить, не забыли ли пассажиры свои вещи. В салон заходят таможенники и наземные службы по уборке самолета. При коротких рейсах часто бывает, что самолет стоит не больше двух часов и не всем стюардессам разрешается выйти в аэропорт – кто-то же должен за всем этим проследить.

    Тебе хамят – а ты улыбайся

    Перед каждым полетом проходит пятнадцатиминутная «планерка». На ней стюардесс знакомят с командой – летчиками и другими стюардессами. Каждый раз ты летишь с новой командой, поэтому за короткое время перед полетом нужно успеть со всеми перезнакомиться. На маленьких самолетах проще – работает всего 4 бортпроводника. На больших бывает и 16. Очень сложно запомнить имена всех, кто с тобой на борту, но если работаешь долго запоминаешь почти всех.

    Вообще в  работе стюардессы самое сложное - это постоянное общение с разными людьми, говорят наши собеседницы. Одни заходят в самолет, трясясь от страха, другие – успевают напиться еще в аэропорту, кому-то может стать плохо, кто-то дико паникует при турбулентностиили воздушных ямах, Хамство, особенно среди выходцев из постсоветского пространства так же никто не отменял, как и обязанность всегда соблюдать субординацию, быть спокойной и улыбаться.

    - Очень часто пассажиры злятся, когда ты не можешь сказать названия точного города, либо же места, над которым мы в данный момент пролетаем, - рассказывает Екатерина Гержова. – А ведь у нас нет встроенного навигатора в голове, и ходя по салону, мы не видим, что там, за окошком, тем более, что ты летаешь изо дня в день в разных направлениях. А у представления большинства людей картина «ты изо дня в день летаешь в Египет – знаешь полет по минутам.  Но бывают и смешные ситуации. Один раз, летя в Донецк, не спав сутки и с 2-х часов ночи на ногах, я чисто автоматически пассажирам озвучила информацию о запрете курения на борту и что если будут нарушены эти правила, то по прилету в Борисполь будут вызваны правоохранительные органы на борт. И тут началось веселье, ведь люди летят с отдыха домой в Донецк. Все засуетились, чтоб никто не курил, – а то лететь в Киев за правоохранительными органами не хочется (улыбается).

    Бывают и неожиданные ситуации. Так Светлана Москаленко рассказывает: «Сейчас я работаю бортпроводницей на частном самолете одного из крупных украинских бизнесменов. Так что разглашать информацию, происходящую на борту нам особо нельзя. Но однажды наш самолет и экипаж нанял Владимир Кличко. Оказалось, что он присматривал себе такой же самолет и решил попробовать на нем полетать: сидел на месте второго пилота где-то с полчаса. Скажу, что он как человек очень простой, никаких капризов не было, так что особо и не заметила, что летала со знаменитостью».

    Среди преимуществ - зарплата

    При этом всем у работы стюардессы есть и свои преимущества. Первое – зарплата, которая состоит из ставки, бонуса по «налетам» и командировочных. В среднем по Украине  стюардессы зарабатывают от 6 до 15 тысяч гривен. Многим удается сохранить командировочные, которые выдаются на время проживания в других странах, ведь рассчитывают их по ценам отеля. Можно пообедать в отеле за $35, а можно в уличном кафе за $5. Большинство стюардесс предпочитает второй вариант. Подработать на рейсе тоже можно. Официально — это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Часто стюардессам удается откладывать большую часть зарплаты, так как работа оставляет мало времени на трату денег. Так что у многих получается отложить за года работы серьезные суммы, и, уволившись, купить жилье или начать свой бизнес (некоторые умудряются даже совмещать эти вещи с перелетами), а кто-то спускает все деньги во время выходов за пределы аэропортов.

    Где учат на стюардесс?

    Бортпроводников готовят в Главном учебном и сертификационном центре гражданской авиации Украины (ГУСЦГАУ) и Международном авиационном центре подготовки. Программы у обоих примерно одинаковые. В ГУСЦГАУ может попасть на обучение любой совершеннолетний гражданин даже без заявки авиакомпании. Особенно большой спрос на парней, авиакомпании охотно берут их на работу.

    Курс обучения длится чуть больше месяца и стоит около 10,5 тыс. грн. Часто эту сумму платит авиакомпания, которая направила вас на учебу. Поэтому лучше идти на обучение, уже пройдя собеседование в авиакомпании. Будущие работодатели сами заинтересованы в обучении сотрудников, оплачивают его за свой счет. Кроме того, вы сразу будете знать, какой тип самолетов вам следует изучать.

    Большая часть занятий – теория: уроки авиационно-технического английского, украинского языков, географии, психологии, должностные инструкции (обязанности бортпроводника и его действия во внештатной ситуации).

    Практика включает  обучение оказании первой помощи, аварийно-спасательной подготовки пассажиров, поведения при чрезвычайных ситуациях.

    Студенты курсов сдают экзамены и получают  сертификат международного образца. Далее необходимо пройти 30-часовую стажировку на борту (летный инструктаж) и наконец — самостоятельные полеты.

    Подытожив скажем: не смотря на все публикации образ стюардессы так и останется несколько мифичным, и надуманным, ведь все же, несмотря на трудности этой работы, что-то небесное в ней есть.

    Павел Лисниченко, «Первая городская газета», №15