Кировоградский философ рассказал об актерском мастерстве и конце света

  • 22 лист. 2012 10:58
  • 2788
    • Новина Кировоградский философ рассказал об актерском мастерстве и конце света Ранкове місто. Кропивницький

    Сегодня я вас познакомлю с человеком, которым  восхищаюсь уже много лет. Он относится к тем людям, которых можно слушать часами. «Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги». Эта фраза одного французского поэта  именно  о нем. 

    Он чувствовал  тягу к философии еще с юношеских лет, она его привела к актерской профессии и к педагогической деятельности. Ко дню философии, что был на прошлой неделе, вашему вниманию интервью  с  преподавателем, которому неинтересно ставить  студентам «двойки» и который считает, что философия требует импровизации Виталием Игнатьевым.

    «Так сложилось, что у меня два образования. Первое – театральное»

    - В юности у меня возникала масса вопросов духовного характера, но эти вопросы не только не интересовали взрослых, они вообще не видели в них никаких проблем. А так как я родился в небольшом селе Софиевка Одесской области, где единственным “духовным” источником информации было советское кино и телевидение, то именно в них я видел средство решения своих исканий. Но я понимал, для того, чтобы стать режиссером, необходимо овладеть профессией актера. На мое удивление в одном из справочников учебных заведений Украины я нашел театральное училище, в которое можно было поступить после 8 классов. Таким образом, я поступил в Днепропетровское театральное училище, после окончания, которого в 1985 году был распределен в Кировоградский областной музыкально-драматический театр им. Кропивницкого.

    Правда, уже на 2-м курсе я понял, что это не совсем то, что мне нужно. Поэтому, еще учась в театральном, я продолжал поиск своего пути. Определенные вопросы приводили меня к философским книгам, в которых я ничего не понимал, но они меня почему-то притягивали, почему-то были интересны.

    Буря мыслей и сомнений, которые меня одолевали, припала на период служения в Вооруженных Силах, куда я вскоре ушел из кировоградского театра. И два года – был достаточный срок для внутреннего самоопределения в стратегии дальнейшей моей жизни.

    После службы в Советской Армии я сделал несколько неудачных попыток поступить в Киевский государственный университет имени Т. Шевченко на философский факультет. Поэтому вернувшись в Кировоградский драматический, мне предложили поехать на гастроли с Кировоградским театром кукол по причине отсутствия молодых актеров. Я согласился, так как мне было одинаково, откуда я буду рано или поздно уходить. Но там я встретил свою будущую жену, обрел семью и потому закончил в 1994 году философский факультет Киевского университета по специальности преподаватель философских дисциплин.

    Правда, преподавать я не собирался. Мне не было, да и до сих пор не интересно ставить “двойки” студентам за отсутствие или нежелание искать мудрость. Для меня это очень личностно и духовно-интимно. Поэтому когда мне поступали предложения перейти на преподавательскую работу, я не раз отказывался. Но, тем не менее, есть в нашей жизни люди, которые являют какой-то знаковый смысл. В данном случае ключевую роль сыграли Александр Рубан и его жена Людмила. Это сегодня они состоявшиеся люди в жизни и в философии в том числе (они оба уже стали кандидатами философских наук), а тогда были только начинающими преподавателями вуза. К сожалению, условия провинциального города и отсутствие спроса на культуру мышления не позволяют им быть востребованными в полной мере. Так вот именно они меня долго и упорно втягивали в систему образования. Именно они сделали все, что возможно и невозможно, для того, чтобы я защитил диссертацию и оба за свой счет ездили в Киев, чтобы поддержать меня в день защиты кандидатской, а потом делились последней копейкой, чтобы я смог издать свою монографию.

    «Актерство и философию  объединяет свобода духа»

    - Виталий Аркадьевич, как  Вы используете свой актерский талант?

    - Вы знаете, когда меня спрашивают, какую методику я использую в  процессе чтения лекций, то я отвечаю методика проста: “Сложное  должно  быть понятным, а понятное - интересным”. Актерский опыт  позволяет мне “считывать” восприятие материала учебного материала по  глазам и реакции аудитории. Я пытаюсь так трансформировать материал,  чтобы слушатель имел личностную заинтересованность в нем. С одной  стороны философия требует уже какого-то жизненного опыта и уровня  мышления, а с другой стороны широта философской проблематики  позволяет мне использовать любой ее вопрос так, чтобы с его помощью  говорить о чем-то очень важном для того, кто меня слушает. На актерском  языке, это называется “держать зрителя”. Когда я работал в театре, были  такие спектакли, в которых в одиночку на сцене приходилось держать  внимание большого и малого количества зрителей. И если ты как актер  неинтересен, зритель начинает отвлекаться, шуметь. Поэтому на лекциях  суть не меняется. Меняется лишь форма, то есть научный и учебный  материал.

    - Грубо говоря, философия – это правда, истина, а актерство – ложь. Как можно соединить эти две вещи в одном человеке?

    - Даже с таким грубым или схематическим высказыванием не согласен в корне. Кстати, есть один из ответов, почему я все-таки не остался работать актером. Дело в том, что гениальный актер является искренним даже тогда, когда на него смотрят сотни или тысячи людей. Вспомните себя, когда вы стоите на сцене, и на вас смотрят множество глаз. От этого вы не знаете, куда деть руки, ноги. А тут еще надо по ходу думать, переживать, плакать или смеяться. Поэтому плохой актер всегда фальшивит, а хороший естественен. Но это может быть лишь в том случае, когда и в жизни он такой. Когда-то актер и режиссер Константин Райкин рассказал случай о том, как плохой поступок в жизни будто перекрывал его талант на сцене и наоборот хорошие поступки открывали этот Божий Дар.

    С другой стороны, и философия может стать демагогией, то есть скрытой в умную форму ложью, что она демонстрировала в эпоху советской идеологии. Но объединяет актерство и философию свобода духа. Высший пилотаж актерского мастерства – импровизация. Это когда актер, неожиданно для всех вносит что-то свое. В театральном мире есть такое понятие как “зеленый спектакль”. Это когда заранее придумываются такие ситуации, которые ставят в тупик партнера. Но бывают случаи, когда приходится придумывать что-то по ходу. К примеру, были спектакли, когда выключался свет, прерывалась музыка, падала декорация, ширма и тут приходилось импровизировать, оправдывать своим текстом или действием так, чтобы спектакль не прекращался, а зритель не совсем и понимал что это за режиссерской решение.

    И философия тоже требует такой импровизации, то есть живого мышления, прямо тут, сейчас, на паре. Правда, мы путаем мышление и комбинаторику. Комбинаторика – термин из программирования. Но на студенческом уровне он проявляется, когда речь идет о подготовке реферата или курсовой: скопировал из одного источника, из другого, из третьего и подается как своя самостоятельная работа. А мышление – есть озарение, эврика! Когда ничего не понимаешь и, вдруг, открываешь свой велосипед. Возможно, все о нем знают, но для тебя это открытие века. Сократ это называл майевтика – рождение мыслей. Когда он ставил вопросы человеку, который перед этим все понимал, то после этих вопросов он ничего уже не понимает. Так вот мысль рождается именно в этот момент, когда человек ничего не понимает. И для того, чтобы, к примеру, на семинаре я смог хотя бы одного из слушателей привести к такому интеллектуальному состоянию, в котором он начинает думать о своей жизни прямо тут в аудитории, мне надо самому иметь смелость думать.

    «Найдите мудрость, и она вам найдет и достаток, и карьеру, и успех»

    - Правда ли, что у каждого человека должна быть своя философия жизни или лучше наследовать какого-то мудреца?

    - В античности было течение софистов, которые утверждали, что у каждого человека своя философия. Это приводило к комедийным ситуациям. К примеру, если надо было все-таки прийти к какому-то общему толкованию, то были предложения проголосовать, и если большинство будет “за”, значит, это есть истина. Такой подход был высмеян Сократом, после чего слово “софист” получило такое же толкование, как и демагог.

    Конечно же, мудрость не передается по наследству. Ее человек обретает своим личным опытом и разумом. Но, с другой стороны, конкретный человек в отличие от животного мира может использовать опыт, традицию, идеи, которые были созданы до его рождения. Но зачем же сейчас изобретать теорию Ньютона, если она уже есть?

    Это же относится и к философии. Конечно, дело не в том, что какой-нибудь  Сократ или Кант в свое время думал, а дело в том, отвечает Сократ или Кант на мои вопросы. И, думаю, глупо не воспользоваться их интеллектуальным опытом.

    - Какова Ваша жизненная философия?

    - Мои философские убеждения не имели, говоря математическим языком, постоянной константы. Но меня всегда интересовала философия религии. После увлечений разными течениями древних религиозных традиций и современных неорелигий, я совершенно сознательно пришел к православию. Вернее я понял, что мы, живущие в православной стране, совершенно не знаем философских глубин этой традиции. Но даже на академическом уровне исследований существует твердое убеждение, что Византийский период христианства не внес ничего нового в мировую культуру мудрости. Получается как-то парадоксально, философию начинают с Античности, потом пропускается целое тысячелетие и все начинается со второго тысячелетия, когда начали создаваться западноевропейские государства. Поэтому как ни странно православная христианская традиция – это белое пятно в современной философии религии. В подтверждение хочу привести в пример американского автора Я. Пеликана, который обрел мировую славу своим 5-томным исследованием “Христианская традиция. История развития вероучения”. Американский исследователь издал основные книги по протестантизму, а потом принял православие. Поэтому, на мой взгляд, ни мы, ни мир не знает о православии ничего кроме его обрядов.

    - Какие Ваши любимые философы?

    - Знаете, если откровенно, наверное, у меня нет любимых философов. Но думаю, если понимать под философом человека, который жил так, как думал, то сюда надо отнести Сократа и Сковороду. Если же говорить о теоретиках, которые создавали современный мир философского языка, то это Кант и Хайдеггер.

    - Как знание философии помогает в жизни?

    - Кем-то сказано, не нужно достатка, карьеры, успеха. Найдите мудрость, и она вам найдет и достаток, и карьеру, и успех. Правда,  если они вам нужны. Потому что не всегда нам нужно то, что мы считаем нужным. Одного деньги и достаток развращают, другого укрепляют. Одного карьера делает лучше, другого – хуже. Кто-то сказал, что если бы человек достигал всего, о чем мечтает, то его на земле уже не было бы. Вот философия, как любовь к мудрости, помогает определить, что именно нужно не вообще для человека, а конкретно для моей жизни.

    - Есть ли философские проблемы, над которыми Вы никогда не задумывались?

    - Я же не Карл Маркс. Согласно советской идеологии не было проблем, которые он не решал. Но если серьезно, то нет ни одной проблемы, над которой бы я задумывался по-настоящему. Ибо кому это удается, тот становится великим.

    «Политические события я рассматриваю как диагноз всего народа»

    - Восприятие философом последних политических событий в стране отличается от восприятия, скажем, обычных людей. Какое оно у Вас? И как вообще следует к этому относиться?

    - Думаю, что не отличается, ибо философ – живой человек. Что касается меня, то исхожу из мысли: весь окружающий меня мир – есть мое отражение. То есть при всем том, что мы все люди и нас окружает один мир, тем не менее, каждый человек или каждый народ – это клубок очень конкретных проблем. К примеру, если человека окружают завистливые люди, значит, они есть зеркало твоей зависти. Если человека все время предают, значит, эти люди отражают в тебе самом предателя. Это очень сложно на первый взгляд, как сложно алкоголику признать, что он болен. Вот так и народы болеют своей болезнью. Поэтому политические события я рассматриваю как диагноз всего народа. От точности диагноза зависит путь и средство лечения.

    - Как Вы относитесь к предвещаниям конца света в декабре? Ваше мнение о том, как к этому  должны относиться люди.

    - В 1980 году, когда мне было 15 лет, все ждали парада планет, после чего должен было наступить конец света. Я чуть с ума не сошел, я прямо заболел. После этого столько было предвещаний, что уже даже не смешно. Мне это почему-то напоминает сказу Льва Толстого, в которой пастушок от скуки ради развлечения стал кричать: “Волки! Волки!”. На этот крик выбегали мужики из деревни. Так повторялось несколько раз, а вот когда волки действительно пришли, и пастушок стал снова кричать, мужики на этот крик не вышли. Вот точно так и в отношении конца света.

    Если исходить из христианского учения конец света действительно наступит, но это будет пришествие Христа. И первые христиане жили с тем, что вот-вот он придет. Но у христиан есть и понимание того, что перед приходом Иисуса придет лжехристос – антихрист. И в это время наступят самые тяжелые времена особенно для христиан. Правда, и перед этим событием, что должно быть знаком для христиан, должны прийти Илья и Енох, которые будут пророчествовать три с половиной года. Но, тем не менее, когда Христа спрашивали о конкретной дате конца света, он отвечал: “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни сын, но только Отец”. Поэтому как только называют день и час, теперь я знаю, что врут. Тем не менее, для каждого из нас может наступить свой конец света в любую минуту. Поэтому дальше Христос сказал: “Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время”.

    «Научить философствовать нельзя ни за один, ни за два курса»

    - Каких философов, мыслителей нужно почитать, чтобы сформировать свою правильную полноценную философию жизни?

    - Для тех, кто только начинает рассуждать о собственной жизни для студентов,  я рекомендую художественные произведения П. Коэльо, Р. Баха. Для тех, кто уже может осилить книги потолще, рекомендую книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», книги Эриха Фромма «Иметь или Быть», «Искусство любить».

    - Какие книги по философии должен прочитать каждый?

    - Каждый должен научиться читать книгу собственной жизни. А она у нас действительно одна. Только одни ее все-таки пытаются читать, а другие и не собираются ее открывать. Вот только время от времени человеку становится тошно, потому что не свою жизнь он живет. А какая своя – он не знает.

    - Сколько лет Вы преподаете философию?

    - Я очень молодой преподаватель философии. С 2001 года я по совместительству читал философию в школе-лицее № 11 и «педагогической академии», в 2005 перешел на постоянную работу в Кировоградский юридический институт. С прошлого года работаю в Кировоградском институте развития человека.

    - Насколько важен предмет «философия» в вузе?

    - Так, как смотрят на этот предмет с высоты Министерства образования исходя из количества часов, то он носит лишь ознакомительный характер. Но этот предмет нужен на старших курсах. Потому что именно тогда возникают серьезные вопросы к себе и жизни. Для философии необходим опыт страдания или размышления. 

    - Можно ли научить студентов философствовать за один курс этого предмета?

    - А научить философствовать нельзя ни за один, ни за два курса. Можно лишь увлечь любовью и поиском мудрости.

    Елена Несен, "Первая городская газета" №47