За что кировоградцам отключают свет?

  • 22 вер. 2011 10:13
  • 5363
    • Новина За что кировоградцам отключают свет? Ранкове місто. Кропивницький

     

    Недавно  в нашу редакцию обратилась семья с просьбой осветить тему отношений между «Кировоградоблэнерго» и потребителями. Кировоградку, которая к нам обратилась, зовут Ольга Лысенко. Она - домохозяйка и молодая мать троих детей. Семья живет достаточно скромно в частном доме. По ее словам, 29 августа, когда она, укладывая самого маленького сынишку в обед спать, увидела в окно, как у столба работают электрики. Подойдя поинтересоваться, в чем собственно дело, женщина узнала, что ей отключают свет за неуплату.

    «Я знала, что у нас была задолженность и собиралась сегодня-завтра заплатить, потому что только деньги получила. Сразу же, как узнала, что электрики хотят отключить нам свет, отрезав провода прямо от столба, начала просить их, чтобы хоть полчаса подождали, ведь рядом отделение банка, и я хотела оставить детей с бабушкой и пойти заплатить, но мои уговоры никого не тронули. Затем я спросила, почему не от счетчика отключают, ведь доступ есть и я бы не сопротивлялась, а в ответ сказали, что предварительно доступа не было и машину гнали не за этим. А вы представьте, как остаться без света, особенно если наш дом спрятан за большими деревьями и в нем даже днем не очень-то светло? Я же не могу сидеть с детьми на улице до ночи, а они не ложатся спать на закате дня», сетует домохозяйка.

    Как известно, у медали две стороны, и каждую нужно рассматривать по отдельности.

    ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

      Ольга Лысенко: «Почему свет отключили не от счетчика?»

     Основная претензия семьи Лысенко такова, что если даже и не  подействовали уговоры об отсрочке отключения, то почему поступление  электроэнергии не перекрыли у счетчика, а сразу отрезали у основания - от  столба? Если посчитать, сколько семье придется заплатить за  восстановление энергоснабжения своего жилища (в данном случае эта сумма  составляет 278 грн.) и сколько стоит восстановить линии у счетчика (около 50  грн.), то становится понятно, почему молодые родители так возмутились.  Кроме того, особое негодование Ольги вызывает именно то, что  первоначально, если есть доступ контролера к счетчику, отключение должно  осуществляться именно там (по крайней мере, в этом полностью уверена  женщина). Но в данном случае, как утверждает хозяйка дома, никто не предупредил ее об отключении и даже не собирался подходить к счетчику.       

    «На моем счете последняя запись контролера стоит еще за май месяц. Именно контролер должен был прийти и предупредить о том, что нам отрезают свет или же отключить от счетчика и поставить пломбу. Этого не было. Я домохозяйка и целыми днями нахожусь дома с детьми, так что уверено утверждаю, что нас никто даже не пытался предупредить. А теперь возобновление энергоснабжения влетит мне в копейку».

    Казалось бы, это не первый и не последний случай в истории нашей жизни, но ситуация усложняется следующим. В доме все работает от электричества. Если без телевизора и компьютера прожить не проблема, то без плиты и чайника гораздо сложнее. Чтобы сварить покушать, ей приходится идти к матери – нести продукты, детей, а если учесть, что младшему ребенку Ольги всего 2 месяца, то сразу понимаешь, в каком трудном положении оказалась семья. Купание детей, готовка, постоянная стирка – все это зависит от наличия в доме электроэнергии.

    Как только электрики начали демонтаж проводов, Ольга пошла и оплатила долг за электроэнергию, причем не только задолженность, но и стоимость повторного подключения света (которое обошлось ей в 278 грн.). Хотя женщина и была уверена в том, что после уплаты сразу же все восстановят, но ждать ей пришлось три дня. А между тем, Ольга решила пойти в «Облэнерго» и выяснить, когда же будет свет в ее доме. Официального ответа не получила, но на словах сказали, что, согласно закону, в течение трех суток должны восстановить провода.

    ПОЗИЦИЯ  ВТОРАЯ

     Облэнерго: «Злостным неплательщикам электричество отключают от  опоры»

     За комментарием по данному вопросу мы обратились к Алексею Шекете,  коммерческому директору ПАО «Кировогдадоблэнерго». И вот, что он нам  рассказал:

     «Люди, которые склонны обращаться за решением своих проблем в газету,  часто уверены в том, что они делают все правильно, а вокруг все плохие, но  при проверках выясняется много фактов – и задолженности, иногда и  воровство электроэнергии.

     Мы не изверги. Наша компания заинтересована в том, чтобы у нас было как  можно больше потребителей. Если человек говорит, что я вот сейчас заплачу,  мы его не отключим. Имеется такая практика, что могут сказать, мол, мы пока  что съездим по другому адресу, а потом вернемся, а вы предоставите нам чек  об оплате. Такая практика есть, но случаи бывают разные.

     Если брать конкретно семью, которая к вам обратилась, то здесь не все так  просто как кажется. За 2010 год из 12 положенных платежей они осуществили  только 5. В 2011 году до 23.07 они вообще ни одного раза не заплатили.  Недопуск контролера к счетчику был зафиксирован 21 июля текущего года, а  собственно 23-го им было выдано предупреждение об отключении. Тогда они  сразу оплатили часть долга за свет из потребленных 2475 кВт заплатили за  900.

    На момент отключения долг этих абонентов составлял 631 грн. и 10 копеек, да и отключили свет не 29, а 30 августа. Эта семья относится к категории злостных неплательщиков, именно поэтому свет им отключили  прямо от опоры, а не от счетчика, чтобы исключить возможность самовольного подключения к сети.

    В любом случае, тот человек, который непосредственно осуществляет прекращение подачи тока путем демонтажа электросетей, всего лишь выполняет приказ, и он не может принимать решение – отключать или подождать.

    Если человек не заплатил за услуги, значит, у него могли быть на это причины – и материальное положение, а может ситуация в семье так сложилась, а может и просто хотел обмануть. Но каковы бы причины ни были, мы всегда, всем без исключения сообщаем о наличии долга. Если это Кировоград, то чаще это телеграмма, либо же сам контролер передает предупреждение лично в руки. Даже в том случае, если контролеру не удалось увидеть должника лично и передать ему документ, мы посылаем письмо с уведомлением, обязательно чтобы была подпись абонента о получении документа.

    А если у человека действительно были весомые причины, он мог нам написать заявление об отсрочке оплаты или каким-либо другим образом предотвратить отключение. А что касается сроков подключения, то в пределах города, следуя «букве закона», это трое суток, на территории села – до пяти суток, если конечно, отключение не произошло от независящих от абонента причин, только тогда срок восстановления 24 часа. Есть исключения, когда люди предъявляют квитанцию об оплате и приводят причины для возобновления в кратчайшие сроки, тогда мы идем навстречу, ведь мы заинтересованы в том, чтоб у нас было больше потребителей. У нас есть и телефоны горячих линий, и сайт, можно обращаться, излагать суть проблемы, и мы всегда войдем в ваше положение».

     

    Вам отключат свет, если…

    Если же говорить вообще о правах и обязанностях, то не лишним будет знать, в каком случае ваш дом могут отключить от энергоснабжения. Как объясняет Алексей Шекета, если у вас 11 числа месяца проплата не осуществлена – вы уже должник, а если в течение 20 дней с момента получения чека на оплату долг не погашается, можно считать, что на 21-й вы уже отключены – приедет «дядька с большими ножницами и отрежет провода». «Если на 21-й день вас не отключили, то это не ваша заслуга, а наша недоработка», -говорит коммерческий директор.

    Отключить свет вам могут по закону также и тогда, если долга у вас фактически нет, а на протяжении 3-х месяцев подряд доступа к счетчику не было, не осуществлялась его проверка, показатели не сверялись.

    Даже если вы не живете в доме или уезжаете, вам необходимо написать соответствующее заявление в ближайшую РЭС, мол, так и так, оплату производить в такой-то период не могу. Или оговорить с контролером конкретную дату, когда есть возможность показать последнему счетчик.

    Бывают ситуации, когда по определенным причинам у вас накапливается весомый долг, а средств погасить всю сумму сразу нет. Что же делать?

    - Мы практикуем ГПЗ (график погашения задолженности), так называемую реструктуризацию долга. Только не надо кидаться тогда, когда вас уже отключили. Как только получили предупреждение, вы сами решаете, что делать в это время – собрать денег, взять в долг или же обратиться в сервисный центр «Кировоградоблэнерго» или РЭС с заявлением, что, при сложившихся обстоятельствах сразу весь долг погасить не можете. Максимально допустимые сроки реструктуризации – 6 месяцев. Но есть и другие моменты, когда в случае правонаследования на собственность оказывается большой долг, например, несколько тысяч, тогда понятно, что за полгода эту сумму погасить очень сложно, и мы увеличиваем сроки погашения, - объясняет Алексей Шекета.

    Контролер должен каждый месяц сверять реальные показания счетчика с теми приблизительными расчетами, которые уже вписаны в чеке на оплату за услуги энергоснабжения. Но вот задача, как же увидеться с контролером, если у него такой же рабочий день, как и у большинства из нас?

    Алесей Михайлович рассказывает: «Перед контролером стоит конкретная задача. Как он это будет делать – его решение. Четких временных ограничений нет, разве что только не позже 21.00. Он может ходить сутра пораньше, или же в выходной пройтись по адресам, либо после рабочего дня, но, повторюсь, не позже 21.00, но когда действительно ходит контролер, каждый из нас может проверить сам».

    Но даже если по показателям у вас все сходится, проверка все равно может быть, особенно если это якобы пустующий дом. Алексей Шекета также акцентировал и на том, что работники РЭСа могут даже ночью подъехать и померить ток провода. Если в расчетах нагрузка указана нулевая, а на момент измерения она составляет, например, 10 ампер, то уже на следующее утро можно ждать сотрудников РЭСа, которые сделают обследование данного объекта.

    Сколько мы должны

    - Какая же сумма по области в целом и городу Кировограду в частности? – поинтересовались мы у коммерческого директора.

    - Приятно отметить, что у нас около 40% абонентов делают предоплату. И это только в Кировограде (в области я имею ввиду), в других городах такой практики нет. Но задолженность по области около 7 млн. грн. Из 456 тысяч абонентов по области у нас 6300 неплательщиков, а это около 1,5% (это те, кто более 2 месяцев не осуществлял платеж). Но это же переходящая задолженность, и она может меняться с момента фиксирования. Это если смотреть первого числа месяца, а на 11 число у нас задолженность выходит практически на ноль. Это тонкости бухгалтерского учета. А вообще, бытовые абоненты в последние три года по районам 100% оплачивают, скоро выйдем на такую картину и в Кировограде.

    Жанна  ПЕТРОВИЧ