Почему опаздывает кировоградская «скорая помощь»?

  • 23 черв. 2011 10:20
  • 6189
    • Новина Почему опаздывает кировоградская «скорая помощь»? Ранкове місто. Кропивницький

    Недавно, просматривая в почте отзывы читателей об одной из прошлых статей, нашла их возмущенные отзывы по поводу работы разных структур, одной из которых, конечно же, была наша Скорая помощь. Чтобы узнать, почему так происходит, что мешает помощи быть действительно скорой, и каковы могут быть последствия для потенциальных пациентов, то есть всех нас с вами, грядущей медицинской реформы, мы обратились к людям, которые как нельзя лучше в этом разбираются.

    Но для начала, чтобы не быть голословными,  - собственно, отзывы наших читателей.

    Вызов «скорой» - как игра в лотерею

     «Моей маме стало плохо. Как потом выяснилось, это было отравление. У нее начался приступ, и я поспешила вызвать «скорую помощь». Но не тут-то было. Оказалось, что дома не работает телефон. Но поскольку мы живем в одном дворе с пунктом «скорой», решила сбегать прямо туда. Как я удивилась, когда мне сказали, что они принимают заявки только по звонку, ведь нужно зафиксировать вызов. Я не знала что делать, просила, чтоб врачи пришли без машины, сказала, что заплачу, но никто не соглашался. Наконец одна из сотрудниц неотложки сжалилась, провела меня в свой кабинет, и я оттуда с телефона позвонила. Приехала бригада быстро, все-таки в одном дворе находимся. Слава Богу, все обошлось, но страшно подумать, что могло бы случиться, если бы я не нашла откуда позвонить».

    Ольга, 35 лет

     

    Дело было в один из выходных дней, с утра. Зайдя в комнату к отцу, я увидела его в жутком состоянии – изо рта шла пена с кровью, он бился в конвульсиях. Начала вызывать «103» с мобильного (стационарный телефон уже давно мы отключили). Сначала все шло нормально – я назвала диспетчеру симптомы, адрес. Женщина в телефонной трубке ответила,  что помнит нас, что мы уже как-то вызывали на этот адрес бригаду. Но тут связь оборвалась, и я не успела назвать фамилию. Следующие попытки дозвониться заканчивались ничем – звонок срывался. За это время (а прошло не меньше 40 минут) отцу полегчало, и я решила позвонить еще раз в «скорую», чтоб отменить вызов, наивно думая, что врачи выехали.  Дозвонившись, рассказала ситуацию, на что в ответ услышала: «А мы-то думаем, что это вы не перезваниваете, вы ж фамилию не сказали, бригада и не выехала».  Так с такими темпами и отношением к потенциальным пациентам, можно просто сдохнуть в ожидании. Не понимаю, что изменилось бы, если бы они узнали фамилию пациента уже на месте, а не потелефону?!

    Ирина, 28 лет

    Если честно, вспомнить о нашей «скорой» хорошего нечего.

    Когда сыну было полгода, у него был бронхит с астматическим уклоном. Во время приступа вызвали «скорую». Ждали около часа, попросили соседа и поехали на станцию скорой сами (5 минут езды). 2 машины скорой помощи стояли возле больницы.  Приехали, врач осмотрел (взрослый терапевт, дежурного детского врача не было). Просто сидел возле сына и тупо полчаса смотрел, как ребенок тяжело дышит. Потом сказал, что это обычный бронхит и отправил домой. По приезду домой ребенку становилось хуже, и мы поехали в другую больницу, где сыну сделали ингаляцию и несколько внутривенных уколов. Сыну, слава Богу, стало лучше. В общем, я уверен, что где-то врачи хорошие есть, но у нас настоящие разгильдяи...

    Олег, 33

    Лично ко мне тоже один раз приехала скорая помощь с такими "врачами", что лучше бы они и не приезжали.

    И, вот, сколько слышу, ну никак до моего ума не доходит - как в БСМП (больнице скорой медицинской помощи – ред.) нет отделения реанимации??! Ведь в другую больницу они везут только тогда, когда пациент скорее мертв, чем жив, а так волокут в БСМП, такое у них указание. И что там??! "Рот в рот", непрямой массаж сердца и капельницы... это все, что они могут сделать... Ах да, и 50% (если не больше) абсолютных непрофессионалов своего дела. Хотя, нормальные, я бы даже сказал, хорошие врачи там, безусловно, есть. Имел возможность в этом убедиться. Вот так и живем, играя в лотерею с врачами, порой со ставкой в собственную жизнь...

    Антон, 36 лет

    Был неприятный случай. Пришлось вызвать скорую. Не смотря на то, что станция скорой находится в двух кварталах от дома. Бригада ехала почти час. Как потом нам объяснили, - мы попали на пересмену. Еще бы на 10 минут опоздали, случилось бы горе....

    Виталий, 31 год

    В Скорой помощи грядут перемены…

    В марте текущего года СМИ наперебой сообщали о том, что в 2012-м Украину ждет очередная реформа – медицинская. Ее целью является улучшение здоровья населения, обеспечение равного справедливого доступа всех граждан к медицинским услугам должного качества.

    Четыре пункта медицинской реформы

    1. Каждая область будет поделена на госпитальные округа (каждый будет обслуживать 100 000 человек). В округе будет одна многопрофильная больница, больница интенсивного лечения, одна больница для восстановительного лечения, одна больница для планового лечения хронически больных, один хоспис и одно заведение медико-социальной помощи.

    2. В простых случаях (простуда, небольшие травмы) помощь будут оказывать семейные врачи, как взрослым, так и детям, а в случае необходимости — направлять на лечение в стационар. На семейных врачей будут переучивать узкопрофильных специалистов, которых слишком много.

    3. Требования к «скорой помощи» будут более жесткими: бригада должна будет приехать на вызов в городе за 10 минут, а в селе — за 20 минут (сейчас норматив по городу 15 минут, по сельской местности — 30 минут).

    4. Зарплата врачам будет состоять из двух частей: ставка и доплата за качество работы, правда, по каким критериям их будут оценивать, пока точно неизвестно (коэффициенты предстоит утвердить Минздраву).

    На бумаге и в планах все, вроде бы, хорошо, но реальность не столь красочна. Если проанализировать случаи из жизни, то находятся люди, которые не только не дождались скорую, но даже вызвать ее не смогли.

     

    «За сутки наши бригады осуществляют по 350-400 выездов, из которых 5-6 ложные»

    Чтобы выяснить, что же все-таки нужно для эффективной работы скорой помощи и возможна ли она вообще, «Первая городская» обратилась к главному врачу Кировоградской станции скорой медицинской помощи Александру ЯРОШЕНКО.

     - Не секрет, что многие кировоградцы жалуются на то, что бригады  Скорой помощи неквалифицированно делают свою работу, не вовремя  приезжают на вызов. Как Вы это прокомментируете, в чем причина?  Что мешает медикам эффективно работать?

     - Прежде всего, транспорт. Вы видели, на чем нам приходится работать? Из 20  имеющихся карет, списанию подлежат 14, но, тем не менее, мы их  используем. У нас нет ни единого реанимобиля, зато в областном Центре  экстренной медицины их аж 9. При этом они стоят наготове на случай ЧП, а на  другие вызовы не выезжают. В это время мы тяжело больных возим в таких  убогих машинах, что стыдно сказать: то дверцы открываются на ходу, то  ломается бензонасос, то просто глохнем посреди дороги. С таким аварийным  транспортом - это не Скорая помощь, а насмешка. Зимой, бывало, препараты в ампулах замерзали, а летом двигатели закипали. Городской бюджет предусматривает деньги только на горючее (без учета вероятных подорожаний и расходов на ложные вызовы), а запчасти и все остальное тянем собственными силами и с помощью людей, не равнодушных к нашим проблемам.

    Да еще и качество дорог не позволяет нам осуществить прибытие бригады на вызов за 10-20 минут. Никто не реагирует на наши специальные сигнализирующие средства. Был случай года 4 назад - мы ехали на срочный вызов и поехали на желтый свет светофора, до сих пор выплачиваем денежную компенсацию.

    Кроме того, врачей у нас мало, а большинство тех, что остались, – пенсионного возраста. Мы социально не защищенные, у нас мало прав и много обязанностей.

    За сутки наши бригады осуществляют по 350-400 выездов, из которых 5-6 ложные. И эти случаи не наказуемы, вот если бы было ложное минирование, человека бы наказали по всей строгости, а тут другое дело. А ведь каждый выезд – это большие расходы.

    Кроме того, много жалоб, которые поступают на врачей, рассматриваются без учета того, что пациенты либо отказываются принять помощь, либо не выполняют предписания врача, либо просто любят по поводу и без повода заставить побегать других.

    - По вашему мнению, нужна ли реформа структуре Скорой медицинской помощи и каковы плюсы и минусы законопроекта, о котором сегодня идет речь?

    - Безусловно, реформа нам необходима, но не в том разрезе, в котором ее предлагают сегодня. Благо, соответствующий закон пока не принят, хоть и рассмотрен в первом чтении. По моему мнению, главная ошибка, которая была допущена при его подготовке, – это то, что ни одного главного врача станции скорой медицинской помощи ни из одного областного центра не было в рабочей группе. Нас пригласить не посчитали нужным. Закон пишется так, что основной составляющей является Центр экстренной медицины, а «скорая помощь» – лишь входит в его структуру, полностью ему подчиняется. Хотя для станции это неплохо, ведь в таком случае наши медики станут госслужащими. Но огромным минусом есть то, что от этих изменений пострадает население города. Согласно будущему Закону, мы не будем иметь права оказывать помощь горожанам, так как не будет финансирования из городского бюджета, и мы будем подчинены области.

    В проекте закона предусматривается (как по мне, огромная глупость) – создать единую Станцию скорой помощи в области. Это влечет за собой дополнительные финансовые расходы, а наше государство пока не в том положении, чтоб так бессмысленно их увеличивать.

    В мае текущего года в Киеве проходил научный семинар, в котором я также принимал участие, вместе с другими главными врачами Станций скорой медицинской помощи. Мы практически единогласно опротестовали нынешний вариант реформы.

     

    «Скорая помощь не должна зависеть от местного бюджетного финансирования»

    О реформе «скорой помощи» в целом и как она отразится на нашей области, «Первая городская» отправилась узнавать к заместителю начальника областного управления здравоохранения Александру СКРИПНИКУ.

    - Александр Анатольевич,  как, по Вашему мнению, будущая реформа Скорой помощи может отразиться на нашей области и какой ее вариант наиболее оптимальный? Как Вы  относитесь к озвученному варианту перехода на фельдшерские бригады?

    - О реформе Скорой помощии о том, как она отразится на нашей области, говорить пока рано. Нет ещё никаких нормативных и распорядительных документов, всё на уровне проектов.

    Если вы волнуетесь по поводу того, что в бригаде будут выезжать фельдшера, то напрасно, ведь это люди, которые могут не только делать манипуляции, но и проводить осмотр, ставить диагноз и назначать соответствующие препараты. Тем более, что практически во всех районах сегодня работают в основном фельдшерские бригады Скорой помощи, так что это не ново. Во всем мире даже парамедики ездят на вызов. Если что не ясно, то с помощью телефона фельдшер может связаться с врачом и выяснить это в считанные минуты или даже секунды.

    Я считаю, что Скорая помощь не должна зависеть от местного бюджетного финансирования. Это структура должна быть единой, финансироваться из государственного бюджета и не иметь привязанности к территориальным медицинским структурам. Все станции скорой помощи должны располагаться по радиусам обслуживания вне зависимости от границ областей, городов, районов. При этом они должны быть ориентированы на определённые медицинские учреждения, куда быстрее и удобнее доставить больного или пострадавшего.

    - Не приведет ли создание госпитальных округов  к тому, что в селах вообще люди останутся без медицинской помощи?

    - В настоящее времягоспитальные округа на условиях эксперимента отрабатываются в трех трёх пилотных областях – Донецкой, Днепропетровской и Винницкой. Там будут нарабатываться медико-экономические стандарты диагностики и лечения, структурно-функциональные трансформации, которые дадут возможность улучшить доступность и качество оказания медицинской помощи населению. Что же касается нашего региона, то мы, согласно соответствующему поручению Президента Украины, разработали проект карты-схемы госпитальных округов на территории области, определили центры в госпитальных округах – Гайворонском, Маловисковском, Кировоградском, Знаменском, Светловодском, Александрийском, Долинском и Новоукраинском. Это только территориально. Функционального распределения не было. Сам принцип такой: если в лечебном учреждении госпитального округа не смогут предоставить определенный вид медицинской помощи, пациента (транспортом больницы) отправят в центр госпитального округа, где смогут оказать более квалифицированную медицинскую помощь, и только после того, вдруг и этой помощи окажется мало, человека отправят в соответствующее медицинское учреждение областного уровня.

     

    Городская власть обещает…

    После всего услышанного не помешало бы узнать и мнение по сему поводу начальника городского здравоохранения Оксаны МАКАРУК:

       - По законопроекту я ничего не могу сказать, пока его не утвердят. Что же    касательно городской «скорой помощи», то тут все довольно оптимистично. В  рамках проекта программы «Центральный регион-2015» в программе  развития здравоохранения города включено улучшение материально-  технической базы Кировоградской станции скорой медицинской помощи.  Таким образом, на протяжении 2011-2015 годов будут приобретены четыре  автомобиля: один реанимобиль за счет средств областного бюджета, и по  одной карете «скорой помощи» в год за счет средств из местных бюджетов.

     

     

    Жанна ТЕТЕРИНА