Откровения автора кировоградской стрекозы

  • 5 лист. 2010 12:50
  • 4405
    • Новина Откровения автора кировоградской стрекозы Ранкове місто. Кропивницький

     

    В Кировограде на улице Башкирской затерялся среди подобных ему одноэтажный дом архитектора, художника (этого мастера называют по-разному) Евгения Василевского. Но дом этот обычный только на первый взгляд. Когда подходишь ближе, замечаешь, что в окнах выставлены уникальные вычурные металлические поделки – старинные автомобили, мотоциклы, велосипеды, паровозы… Редко кто из прохожих может удержаться перед соблазном остановиться и взглянуть на эти произведения искусства в своеобразном музее на подоконниках.

    Его памятник птице (кировоградцы уже прозвали его «Стрекозой»), установленный в центре города, привлек к себе внимание большинства жителей города. Еще бы, уж очень редко в городе появляются подобные чудеса архитектурной мысли. Поэтому корреспонденты «Первой городской» решили поближе познакомиться с автором монумента Евгением Василевским.

    Отметим,  двор мастера с первого взгляда вызывает легкий шок. Сначала кажется, что гараж и вся территория просто завалены грудами железа, запчастями от автомобилей, плафонами, трубами и т.д. Но в ходе беседы выясняется, что совсем это не хлам, а детали будущих скульптур.

    - Вот там стоят ноги второй «птицы» и дверца от автомобиля для крыла, - говорит Евгений Василевский. – Я же изначально задумывал монумент из двух птиц. Но на тот момент, когда мне предложили выставить свою работу, готова была только одна фигура. Поэтому сейчас в центре стоит лишь одна скульптура. Когда я доделаю вторую – пока даже сказать не могу. Уж очень это трудоемкий процесс. Да и задумок очень много, дай Бог, чтоб удалось реализовать хотя бы половину того, что хочется. Вон стоят ноги и цепь- позвоночник для будущего трехметрового «Человека», я планирую сделать его в военной форме с автоматом. Еще одни ноги, но уже для динозавра, я сделал даже раньше, чем «Птицу», но все никак времени не хватает закончить начатое. Впереди зима и морозы, а это значит, что  большие скульптуры пока отойдут на второй план, потому что работать с ними надо на улице. Я уже насобирал плафонов для будущего паука. Хочу сделать его большим и светящимся с ногами из ламп дневного света. Но опять же возникает вопрос, где найти место, чтобы его установить. Хотя это было бы потрясающей рекламой, например, на стене какого-нибудь магазина, особенно ночью.

    Поговорив во дворе, заходим в дом, где, собственно, и находится львиная доля поделок.

    Зрелище, конечно, впечатляющее. Специально отведенная комната заставлена скульптурами из металла, среди которых львиную долю занимают пауки и вычурные насекомые. У одного паука вместо брюшка корзина для яблок. Здесь же и танк, за основу которого взята нижняя часть утюга. Очень реалистично выглядят паровозы из швейных машинок. Пригодной для паровоза оказалась и мясорубка. В огромном бокале разместились чертики, сделанные из проволоки. Символично выглядит и смерть из снаряда и часами вместо лица. Рядом с домом разместилась большая ящерица, сделанная из моторных цепей и шестерен.

    На закономерный вопрос, почему так много скульптур насекомых, автор отвечает, что именно они получаются максимально характерными и похожими на оригинал из запчастей, не требующих переделки.

    - Я считаю, что чем меньше вмешательство человеческих рук, тем ярче и самобытней скульптура, - говорит Евгений Василевский. Обладатель "золотых" рук Евгений Василевский– Когда начинаешь ковать и приводить в порядок отдельные части поделки, получается уже не то. В скульптурах насекомых это вмешательство можно свести к минимуму.

    Автор признается, что сделать скульптуру – недешевое удовольствие.

    - Отсутствием идей я не страдаю, - отмечает он. – Не все удается воплотить в жизнь в первую очередь из-за материальной стороны. Не секрет, что большинство деталей для своих творений я нахожу на пунктах приема металлолома. Во-первых, это достаточно дорого. А во-вторых, в связи с экономическим кризисом люди стали сдавать все меньше металла, держат в гаражах хоть мало-мальски годные вещи, а сдают только самое ненужное старье. Иногда приходишь в пункт, а выбрать там просто нечего.

    Вместе с тем, продает свои работы Евгений Василевский без особого энтузиазма.

    - Мои машинки возят продавать в Киев на рынок антиквариата, - говорит художник. – Кроме того, люди просто приходят ко мне и заказывают машинки, велосипеды, самолеты. Но продавать свои скульптуры я не люблю. Неприятней всего то, что у нас платят не за работы, а за имя. Если ты не «модный» и не популярный в сфере искусства, то соответственно твои работы не ценятся. Я ведь самоучка, без специального образования, даже не состою в союзе художников. Можно сидеть неделями или месяцами над одной скульптурой, а заплатят за нее копейки. Я, например, хотел бы сделать скверик и выставить там хотя бы своих «насекомых» или другие монументы. Думаю, кировоградцам было бы просто приятно прийти в такое место. Но для этого нужны достаточно большие вложения денег и времени. Я сам это не смогу сделать. А ведь благодаря именно таким вещам наш город  возможно бы знали не только в Украине, но и заграницей.

    Ирина Линская