Сокровища с пыльного чердака

  • 30 лист. 2016 09:17
  • 2374
    • Новина Сокровища с пыльного чердака Ранкове місто. Кропивницький
     
    Портреты сына Богдана Хмельницкого Тимоша и его жены Розанды, написанные неизвестным автором в 17 веке и таинственным образом исчезнувшие из Львовского исторического музея 8 февраля 1960 года, неожиданно «всплыли» на Кировоградщине. Сенсационную находку представили в минувший четверг в Кировоградском областном художественном музее на пресс–конференции, организованной по поводу возвращения из небытия двух уникальных исторических портретов.
          
    Артефакты много лет хранились на пыльном чердаке и попали в руки коллекционеру из Александрии Александру Маркосяну. Не зная истинной ценности картин, тот намеревался продать их за символическую цену. 
    Александр случайно стал счастливым обладателем портретов Тимоша Хмельницкого и Розанды Лупул.
    — Знакомый моего друга купил дом, — говорит он. — Хозяйка распорядилась вынести из дома весь хлам, оставшийся от прежних хозяев. Выбросили все, кроме двух маленьких картин, валявшихся на чердаке, и подарили их моему другу. А тот, в свою очередь, подарил их мне: «Перепродашь, будешь деньги иметь». Никто не знал, кто изображен на картинах, сколько они стоят. Если бы я знал, что это на самом деле за картины, я сразу бы позвонил в СБУ. 
    На аукцион по ссылке коллекционер выставил лишь одну картину — портрет Розанды. В течение двух часов ее цена выросла до 27 тысяч гривен, а в комментариях указали: картина–то краденая!   
     
    Кто знает, какой была бы дальнейшая судьба портретов семьи Богдана Хмельницкого, если бы на объявление на Интернет–аукционе не обратили внимание спецслужбы, львовские музейщики и директор Кировоградского областного художественного музея Татьяна Ткаченко. Как опытный музейщик и вице–президент Украинского национального комитета Международного совета музеев, она сразу же почувствовала: находка может повлечь неожиданные открытия. 
     
    Однако информация о сенсации не распространялась до тех пор, пока в Кропивницкий не приехал представитель Львовского исторического музея Сергей Богданов. Непосредственно в управлении Службы безопасности Украины в Кировоградской области он осмотрел работы и засвидетельствовал их подлинность. 
    Однако музейщики не спешили оглашать результаты экспертизы, до последнего не веря в то, что имеют дело с украденным шедевром.  
    —  Часто бывает, что на Интернет–аукционах за подлинники выдаются копии, — рассказывает Татьяна Ткаченко. — Но мы совместно с СБУ и коллегами–искусствоведами сделали все, чтобы люди поняли: в Кропивницком находится именно этот уникальный шедевр, истинную ценность которого украинцам еще предстоит осознать.  
    Как свидетельствует статистика, кражи из музеев произведений искусства или предметов национального культурного наследия составляют лишь пять процентов из всех краж, которые случаются в стране, говорит редактор Интернет–портала «Музейный простор Украины» Леся Гасиджак.
    — За годы Независимости из музеев пропало около тысячи предметов, являющихся частью музейного фонда, — рассказывает она. — Особенно уязвимы маленькие районные музеи, а также школьные и работающие на общественных началах. Событие, которое произошло в Кропивницком, действительно является уникальным. У музейные фонды возвращаются чрезвычайно ценные экспонаты, связанные с историей нашей страны. 
    Диптих с портретами Розанды и Тимоша Хмельницкого взяли под стекло и приставили охрану. Специальную капсулу, в которой заключены портреты, на несколько минут открыли, отключив от сигнализации, и показали журналистам. Хранитель фондов художественного музея
    О. Шаповал надела белые перчатки, чтобы взять в руки два небольших портрета в деревянных рамках. На мой взгляд, этот факт имеет особый символизм: наше прошлое требует бережного отношения и не терпит грязных рук и помыслов.  
    Портреты Розанды Лупул–Хмельницкой и Тимоша Хмельницкого смогут увидеть и кропивничане. Некоторое время уникальныерисунки будут храниться в Кировоградском художественном музее, а потом переедут туда, откуда были украдены, — во Львовский исторический музей.