«Нова радість стала», или как в Кировограде чтят Коляду

  • 5 січ. 2014 10:00
  • 1930
    • Новина «Нова радість стала», или как в Кировограде чтят Коляду Ранкове місто. Кропивницький

     

    С давних времен наши предки чтили традиции. Особенно почиталось колядование на Рождество, берущее свое начало еще с дохристианских времен и сохранившееся до наших дней. Хозяева всегда с радостью встречали колядников. Те, заходя в дом, пели песни, славили хозяев и их семью, желали им здоровья, счастья, щедрого урожая и достатка. Люди верили: чего колядники пожелают, то и сбудется. И за хорошую колядку хозяева давали гостям щедрые угощения, а иногда даже приглашали их к столу. Раньше колядников угощали орехами, гречневыми блинами, конфетами. Деньги давали очень редко. Сейчас же юные колядники поют: «Дайте, дядьку, пятака".

    Священники и прихожане Спасо-Преображенского собора дарят радость больным деткам

    Больше об этой замечательной традиции нам рассказал священник, клирик  и глава молодежного отдела Спасо-Преображенского кафедрального собора Дионисий Буренко.

    «Многие говорят о том, что колядки пошли от язычництва. Я с этим не совсем согласен. Конечно, как религиозные песни они бытовали и в дохристианский период. Но именно как колядки они появились после рождения Иисуса Христа. Это очень древняя украинская традиция. Мы знаем, что в древности женщинам нельзя было колядовать.  Основная тема – прославление рождения Христа. В колядках много народных мотивов нецерковного учения. Например, то, что Богородица ризы стирала в воде Днепра.  Нам неизвестно, что делал Иисус до тридцати лет, только одно событие – в 11 лет он пошел в храм. Но в народных колядках рассказывается, что он где-то гулял, вместе с Иудой лепил голубков, и когда Христос подбрасывал голубка – тот летел, а когда Иуда подбрасывал – тот разбивался. Люди всегда стремились заглянуть в неведомое и таинственное, поэтому  колядкам такие моменты присущи – упоминаются не священные события, как будто бы из священного писания. Народные и религиозные мотивы в них переплетаются»», - говорит отец Дионисий. При этом батюшка отмечает, что церковь не рекомендует петь колядки, переделанные на языческий манер.

    Интересно то, что для Западной Украины колядование – священно. Если мальчик не ходит колядовать, то люди думают, что с ним что-то не так. Там этот процесс сопровождается многими действами  - переодеванием в Козу, царей, даже еврейские костюмы. Люди ходят со Звездой. Колядки там более аутентичные.

    «В Центральной Украине все немного по-другому: однажды, когда ко мне пришли колядовать, я заметил, что две колядки - православную и протестантскую – соединили в одну», - рассказывает святой отец.

    «Так как я глава молодежного отдела Кировоградской епархии, ровно год назад, после моего перевода, я стал предлагать молодежи принимать участие в колядовании. Нас было немного – 15 человек. Мы между собой распределили роли, собирались, репетировали. Я купил себе бороду Деда Мороза, ребята нарядились в национальные костюмы. Начали мы колядовать с детской областной больницы. Владыка Иосаф милостью своей выделил нам 100 сладких подарков. Когда мы приходим в отделение, медсестрам дарим по шоколадке, а детям – подарки. Это особенно важно потому, что в основном дети, которые остаются на Рождество в больнице, – сироты. Их никто не ждет. То, что мы приходим именно в этот день, когда остальные ребята празднуют со своими семьями, им особенно приятно. Ведь дело не в подарках - дело в том, что о них помнят. Маленькие дети светятся от счастья, хотя они и больны, пытаются что-то рассказать, подпевают.

    В этом году мы также будем колядовать. Поедем вместе с Владыкой в интернат «Барвинок», дом престарелых. Позже, когда стемнеет, соберемся с молодежью и поколядуем в детской областной больнице, а также передадим подарки в инфекционную больницу», - говорит батюшка.

    Мы попросили святого отца спеть нам колядку:

    Ой, у полі, полі, замітна хатина,

    Де родився сам Ісусик – маленька дитина,

    Де родився сам Ісусик – маленька дитина.

    Пастушки на полі ягнята стерегли

    Як почули про Ісуса – швиденько прибігли,

    Як почули про Ісуса – швиденько прибігли.

    Прибігли, прибігли та й стали питати:

    «Чи дозволиш, Божа Мати, Ісуса спитати?

    Чи дозволиш, Божа мати, Ісуса спитати?».

    «Ісусе, Ісусе, що тебе так гріє,

    Що на вітрі, на морозі, личко твоє рожевіє?

    Що на вітрі, на морозі, личко твоє рожевіє?».

    «Гріє та надія, що є в моїй ласці,

    За людей життя віддам я, щоб народи спасти.

    За людей життя віддам я, щоб народи спасти».

    С улыбкой отец Дионисий рассказывает, что не пел эту замечательную колядку уже лет десять. Также он приглашает всех желющих присоединиться к колядованию. Обращаться можно в Преображенский собор, спрашивать священника Дионисия Буренко.

    Творческая молодежь ходит с вертепом и водит «козу»

    Есть в нашем городе собрание единомышленников, которые называют себя «Арттерритория»: по собственной инициативе они вместе репетируют и дарят людям рождественскую сказку.

    Один из участников «Арттерритории» Василий Левицкий рассказывает о том, что в народных традициях молодежь привлекает колорит, глубокий символизм, магичность, тайна, обращение к архетипам. По словам Василия, Коляда считалась давней богиней солнца,  от слова «коло». Коляда празднуется в период зимнего солнцестояния, как приход  Нового солнца – солнечный день идет на увеличение.

    «С  24-25 декабря мы уже  начинаем праздновать и колядовать «для своих». Поем, показываем борьбу Белобога и Чернобога - соревнование того, кто будет уменьшать солнце, и того, кто будет его увеличивать. А уже в январе, как привычней для христианского мира, мы ходим по различным учреждениям, домам людей с Колядой, в которой объединены и языческие, и христианские традиции. В то же время мы ходим с вертепом.

    Наша компания состоит из студентов (и бывших студентов) филологического факультета, друзей с различных литературных, творческих  тусовок, совместно с ВО «Сечь».

    В прошлом году мы начали колядовать  с детской областной больницы, побывали в библиотеках Чижевского, Бойченко,  музее им. Кропивницкого, областном художественном, краеведческом музеях, педагогическом университете.  Но особенно запоминается колядование у совсем незнакомых людей. К примеру, в районе Типографии в высотных домах мы заходили в каждый подъезд и каждую квартиру. Половина из тех людей, которые открывали дверь, были рады видеть колядников. Они говорили: «Ух ты, мы и не знали, что такое есть в Кировограде». И детки, и взрослые, и пожилые люди. Просили, чтобы мы зашли и к их родственникам и знакомым».

    Елена Миронова в праздничном вертепе играет роль «козы». Девушка рассказывает: «Мы идем по улице, поем, с солнцем на посохе, месяцем, звездой.  Я – «коза», у меня есть костюм, рожки. Меня водит «пастух». Когда заходим к людям,  поем: «Ой рано, рано кури запіли. Ой, Даждбоже». Потом мы рассказываем, что с древних времен наши предки праздновали рождество Вселенной – когда день поворачивает на весну. В то время Коляда символизировала солнце, эта богиня была женой Даждбога. И по легенде, каждый год она в самую длинную ночь зимы рождает своего сына – Солнце. Потом этот праздник стал христианским. Дальше поем «Небо и землю», «Нова радість стала». Потом начинается вождение «козы». Для того, чтобы в доме было благополучие, хозяева козе должны что-то дать. Разыгрывается такая сценка: пастух приводит «козу», она грозит домочадцам «ножками затоптать, рожками забодать». И вдруг она начинает умирать. Пастух бегает, просит дать что-то козе, чтобы она не умирала. После того, как козу «спасли», она оживает.  Именно эту драму люди принимают с восхищением. Когда это происходит с отдачей, с действием, это принимается «на ура».

    «За один вечер мы собрали в районе Типографии несколько сотен гривен. Потом эти деньги передали на  лечение девочке с ДЦП – Ирине Саидовой и часть отдали для приобретения лагерного оборудования для ВО «Сечь», - рассказывает Василий Левицкий.

    Колядка от «Арттерритории»:

    Боги і люди, боги і люди весело проснулись

    Всесвіт родився, Бог воплотився,

    Співці співають, царя вітають,

    Поки вітають – музики грають,

    Чудо-чудо повідають:                               

    Три славні царі, три славні царі

    Зі сходу приходять.

    Жертви і дари, жертви і дари

    Золото приносять.

    Всесвіт родився, Бог воплотився,

    Співці співають, царя вітають,

    Поки вітають – музики грають,

    Чудо-чудо повідають.

    Хорошая и добрая традиция колядования помогает сохранить старинную украинскую культуру. Поэтому очень радостно, что и церковь, и молодежь её  чтят и развивают. В колоритном обряде колядования можете поучаствовать и вы – присоединившись к героям нашей статьи или самостоятельно. Главное – делать это  с праздничным настроением!

    Вита Никоненко, "Первая городская газета", 2 января