КЛАБ–РАЙДИНГ в Кропивницком

  • 19 бер. 2017 12:41
  • 1519
    • Новина КЛАБ–РАЙДИНГ в Кропивницком Ранкове місто. Кропивницький
     
    Практически каждый велосипедист города  имел удовольствие принять участие в местном клаб–райде, а проще говоря — в покатушках с уже устоявшейся компанией  по заранее обозначенному маршруту. Обычно это  еженедельный заезд, стартующий каждое воскресенье в определённом месте ровно в 09.00 (а может, в вашем случае он проходит в любой день вечером?).  Прежде всего, подобные организованные велопоездки  приветствуют слабеньких новичков, растят из них сильных гонщиков и одновременно с этим укрепляют дух товарищества в данной велотусовке.
     
    И если некоторые велокропивничане катаются фактически всесезонно, то большинство всё же покидают  спячку с весенним потеплением, постепенно собираясь в стайки различной конфигурации и начиная накатывать первые километры нового года. Наиболее устоявшиеся — это велоклубы «Там–Де–Ми» (далее ТДМ) и «Maximoose_Bikes» (далее МВ), участники которых и стали моими собеседниками. 
    — Итак, коллеги, что для вас «клаб–райдинг»?
    ТДМ: «Судя из формулировки, именно подобное у нас и практикуется. Правда, мы его называем «Поход выходного дня (ПВД)». Организовывается сие действо по воскресеньям, место сбора — либо спортшкола, либо возле Ангела. Маршрут либо анонсируется, либо на месте определяется. Участников может быть как три десятка и более, так и три и менее. Существуют и спонтанные вечерние покатушки».
    МВ: «На нашу думку, кожен більш–менш активний велосипедист належить до якогось клубу. І не обов›язково це офіційний клуб. Навіть коли хлопець із дівчиною виїжджають в неспішну прогулянку парком, вони належать до свого закритого клубу, в який не можуть потрапити інші. Кожну окрему групу «катунів» ми вважаємо клубом зі своїми примхами, звичками і статутом. І кількість райдерів цієї групи не важлива, якщо всім затишно разом».
     
    Поиск секретов успеха
     Различные веложурналы (например, «Маунтен Байкер»)  констатируют, что чаще всего клаб–райд зарождается с трудом и угасает через несколько месяцев по причине  отсутствия лидера группы. Кроме того, там подымаются и  вопросы к кандидату в лидеры. Готов ли он, к примеру, в любую погоду быть точно в одно и то же время в назначенном месте? Хватит ли у него физических сил всегда вести колонну, чтобы остальным не приходилось ждать по 10 минут на каждой развилке? Хватит ли у него терпения подгонять или ждать отстающего, или провожать домой «раненого»? Сможет ли он улаживать конфликты между участниками? Все эти качества потребуются лидеру, особенно в самом начале. Так как он будет вести  остальных участников (по крайней мере, первый год), то должен хорошо знать маршруты и тщательно обдумывать уровень сложности. Потому первой рекомендацией становится предложение просто покататься, повеселиться и заодно потренироваться. Клубные заезды полезны на любом уровне катания.
    — Если у вас свои секреты?
    МВ: «Для успіху потрібно більше кататися, спілкуватись з іншими велосипедистами і, по можливості, якщо не брати участі у змаганнях, то хоча б ставати  у них глядачами або вболівальниками».
    ТДМ: «Кататься, кататься и кататься. Однако иногда бывают разногласия: кому–то хочется просто катать, другие хотят в конкретное место, третьи хотят другим маршрутом. С одной стороны, это вроде и разъединяет сообщество, с другой — наполняет клубную веложизнь разнообразием. Потому главный секрет — поиск и нахождение компромисса, а при его отсутствии — избегание обид  или упрёков».
     
    Заявка о себе
     Если вы еще не остыли к организации подобного мероприятия, то нужно как–то его анонсировать.  Для скоростного райда рекомендуется вторник, среда или воскресенье, традиционно используемые спортсменами для усиленных и интенсивных тренировок. Для более расслабленных покатушек лучше всего подойдет суббота. Если вы уже участвуете в каких–нибудь клаб–райдах, лучший способ начать новый — переманить велосипедистов из конкурирующей компании. Так можно выбрать наиболее симпатичных вам кандидатов. Кроме того, чтобы позвать всех своих друзей, сделайте объявление о своем райде, обязательно указав точную дату, время и характер поездки. Маршрут не должен быть запутанным.  
     В будний день райд не должен длиться дольше двух часов. Помните, что людям нужно успеть переодеться после работы, поэтому начинайте где–то в 18 или 19 часов. В выходные райд может растянуться часа на четыре. Чтобы вычислить его продолжительность, заранее измерьте дистанцию при помощи велокомпьютера, учитывая среднюю скорость 10 км/ч.  Сократите трассу, если на ней много техничных участков, и, наоборот, можете увеличить ее, если она гладкая и накатанная.  Продумайте несколько «запасных» путей, которые бы вели к еде, воде и вообще к цивилизации. Если кто–то покалечится или просто почувствует себя плохо, вы должны короткой дорогой доставить его туда, где он может отдохнуть. Отходные пути также нужны на тот случай, если вдруг вас застанет гроза или вы беспомощно застрянете в грязи. Никогда не отправляйте ослабевшего товарища одного.  Если других желающих не нашлось, лидер группы обязан сам проводить уставшего. 
    МВ: «Маршрут обирається випадково й «на ходу», коли ми в місті. За місто намагаємося вирушити щоразу новою стежиною та в нове місце».
    ТДМ: «У нас либо таким же образом, либо заблаговременно. В зависимости от конечной точки и погодных условий выбирается маршрут. Чаще всего имеется и план «Б».
     
    И один в райде байкер
    Когда–нибудь случится и такое, что вы окажетесь на месте сбора в одиночестве. Неужели ваш тренинг–райд умер в самом младенчестве и  придется сдаться и пойти домой? Ни в коем случае! Первый сезон или год (если климат позволяет) вы должны всегда быть на месте встречи, неважно, светит ли солнце или идёт дождь. Если один или двое сумасшедших хотят ехать по сугробам — отправляйтесь. Если вовсе никто не пришёл, все равно езжайте. 
    ТДМ: «Ряд наших клубчан  часто катаются и в одиночку. Например, если в воскресенье у них рабочий день или семейные хлопоты. Иные катаются по конкретным маршрутам, собственноручно созданным. Потому ничего трагичного в этом нет. Они катаются — и это главное».
    МВ: «Треба зрозуміти, що зроблено не так. Або анонс недосконалий, або захід нецікавий».
     
    Команда как союз равных
     А что делать, если желающих собралось слишком много? И такое бывает. Когда случается, хорошего здесь мало — и темп движения замедлится, и поломки могут участиться. Выход один  — разделиться на быстрых и медленных.  Правда, это деление потребует некоторой сноровки, тонкости и такта. Попросите поднять руки тех, кто не собирается сегодня слишком гнать. Любой  байкер, будь у него хоть капля здравого смысла, выберет категорию по своим силам. Следующий шаг — выбрать лидера для новой группы. К этому времени у вас наверняка будет на примете какой–нибудь ответственный райдер, не готовый гнать в авангарде, которому вы сможете доверить это дело. Попросите его/её возглавить вторую группу. Убедитесь, что обе группы стартуют одновременно, по одному маршруту, тогда райд организуется естественным образом. Тот, кто не потянет в первой группе, сможет присоединиться ко второй, а некоторые отважные райдеры из медленных могут догнать и быстрых. 
    Редко кто сможет быть лидером всю оставшуюся жизнь. Нужно самому воспитывать наследника (или даже нескольких). Когда группа уже сформирована, дайте больше свободы своим «коллегам». Попросите участников помочь вам в выборе маршрута и обратите внимание на тех, кто выскажет свое мнение, кто всегда готов оказать другим техническую или медицинскую помощь. Выберите день и объявите, что сегодня он или она будут вести гонку. Покажите, что вы плохо себя чувствуете и недельку поездите с медленной группой. Если у вас стоящий наследник, то за будущее можно не беспокоиться. 
    — Как формируется ваша компания?
    ТДМ: «Есть несколько вариантов. Во–первых, имеется клубный форум, где каждый участник или гость может оставить своё предложение, а остальные дают своё согласие или отказ. Во–вторых, есть своего рода внутриклубная связь Whats App, когда участники обмениваются мнениями  в виде конференц–связи. И, наконец, телефонные звонки. Впрочем, это ещё не значит, что все переговорщики будут на месте сбора. Кого–то не будет, а не участвовавшие в дискуссиях решат попробовать для себя один–два райда.
    МВ: «Компанія — будується  під час знайомств, підтримання цікавих розповідей один одного, здобування нових зморшок на обличчі від щирих посмішок. А злагоджується, як організм людини. Мозок не може існувати без інших органів, чи не так?»
     
    Всё чаще, быстрее и дальше
    Хорошо, когда все участники могут видеть друг друга не только на старте. Выберите место, где быстрые смогли бы подождать своих медленных товарищей. Например, какой–нибудь тенистый участок на трассе, куда отстающие могли бы приехать не позднее, чем через пять минут (место надо как следует продумать). Плохо, если гонщики успеют остыть и им придётся разогревать свои ноющие ножки перед следующим подъёмом. С другой стороны, нечестно, дождавшись, пока медленный гонщик взберется на вершину затяжного подъёма, вскочить на байки и задать ему тон, не дав человеку и малейшей передышки. «Застрельщикам» придётся развить в себе чувство времени и научиться грамотно обращаться с новичками.
    ТДМ: «У нас данная норма одна из главных — особенно, если новичок на тяжёлом стальном байке или не рассчитал свои силы. Обычно замыкает колонну или сопровождает отстающего так называемый «чистильщик». Впоследствии  отстающий либо выбирает другую компанию, либо более лёгкий велобайк. Чаще всего — второе».
    МБ: «В нашому товаристві немає відмінностей — адже є загально виписані правила, хай і не так формалізовані. Зазвичай спільно катається доволі злагоджена команда. Але, коли приєднуються новачки — підлаштовуємось».
     
    Правило «пяти минут»
     Идеальная товарищеская команда состоит обычно из чрезвычайно собранных и самодостаточных райдеров: у каждого есть свой инструмент, достаточный запас еды и питья, он знает, что делать со сдувшимся колесом, и может исправить мелкие поломки в пути. Вряд ли кому–нибудь захочется ждать полчаса до захода солнца, наблюдая, как кто–то беспомощно возится со своим потерявшим жизнеспособность байком. Поэтому успешная команда никогда не нарушает правила пяти минут: если у кого–то случилась поломка (не сопровождаемая травмой), команда ждёт только пять минут. 
    МБ: «Залежить від настрою».
    ТДМ: «Даже при участии в поездке клубного механика каждый участник обязан владеть навыками простого ремонта: замены камеры или тросика, регулировки тормозов или переключателей. Тем не менее, если ремонт затягивается, один из участников остаётся  с «пострадавшим» хотя бы для моральной поддержки.
     
    Перспективы
    Не стоит прыгать от радости, если на ваши первые заезды удалось собрать много народу, но и не стоит отчаиваться, если приедут только два человека. Для формирования постоянного состава может потребоваться целый сезон. Обычно энтузиазма у всех хватает где–то недели на две–три. Потом у многих найдутся причины, чтобы пропустить поездку, а некоторые участники испарятся совсем. Потому просто продолжайте агитировать всех велосипедистов, кому это может быть интересно. Когда вы приглашаете какого–нибудь байкера, старайтесь как можно объективнее описать то мероприятие, в котором ему придётся принять участие. А то вас ждут сплошные недоразумения. 
    Многие маршруты товарищеских гонок остаются неизменными из года в год. Время от времени их нужно варьировать, чтобы райдеры оставались бодрыми и жизнерадостными, включать новые вызывающие участки, которые могут проявить таланты гонщиков второго эшелона.
    — Какие перспективы клаб–райдинга в Кропивницком?
    ТДМ: «Ежегодно обновляются маршруты — дополняются  краеведческой тематикой, изменяется их конфигурация. Растёт количество велосемей, подрастает молодёжь. Многие присоединяются после Велодня или проводимых нами любительских соревнований. Перспектива однозначно есть».
    МВ: «З одного боку, ми бачимо, як зростає чисельність учасників кожного окремого клубу й клубів взагалі. Повторюю — будь–яка спільнота, навіть закохана пара, є окремим клубом, хай і неофіційним. З іншого — не всім комфортно їздити в однакових умовах. Хтось прагне до швидкісних перегонів, а комусь до вподоби повільне пересування для соцмережевого фотографування. Тож, на нашу думку, кількість клубів має збільшуватись, мати різні світогляди, але й розвивати одне одного, зростаючи якісно та без взаємного негативу. Адже всі ми любимо одне й те ж: цікаві подорожі+нові враження+свіже повітря+приємне спілкування = велосипед».
    Дополнить, кажется, и нечем. Хотя ... ни гвоздя, клаб–райдеры, в ваши колёса!
    Максим Гуцалюк