Как правильно поминать усопших?

  • 2 черв. 2012 09:52
  • 4303
    • Новина Как правильно поминать усопших? Ранкове місто. Кропивницький

    По Уставу Православной Церкви, суббота перед праздником Святой Троицы (3 июня) является днем особого поминовения усопших, которое ведет свое начало еще с апостольских времен. Как правильно поминать своих умерших родственников и чем им могут помочь наши молитвы, «Первая городская» узнавала у отца Андрея Шимановича, священника Спасо-Преображенского собора.

    Молитва за усопших - долг каждого человека

    Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц  нашими о них молитвами и милостынями». Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни, тем более, в поминальном столе - все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших - это долг каждого человека.

    - Говоря о загробной участи людей, апостол Павел писал: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Это значит, что степени райских блаженств, как и адских мучений, – различны. И наша с вами задача как христиан – проявлять свою христианскую любовь по отношению к усопшим сродникам деятельно, активно, в виде молитвы, для того, чтобы испросить для них милости Божьей, -  говорит отец Андрей. -  И если даже мы не сможем исходатайствовать у Бога их переход из ада в рай, то, по крайней мере, мы можем надеяться, что Господь, по молитвам Церкви, хоть в какой-то степени облегчит загробную участь наших родных в том месте, где им определено пребывать Божьим судом.

    Нужно помнить, что Православная Церковь запрещает подавать на Богослужение записки за некрещеных, иноверцев, раскольников, еретиков (католиков, протестантов, баптистов, иеговистов и др.), а также за экстрасенсов, колдунов, целителей, самоубийц. О них могут молиться самые близкие частным образом без подаяния записок.

    1 и 2-го июня будут совершаться особые, поминальные богослужения

    - Отец Андрей, в котором часу в субботу, 2 июня, в Кафедральном и Спасо-Преображенском соборах будет заупокойная служба и панихида?

    - По уставу Церкви, богослужебный день начинается с вечера, поэтому уже в пятницу вечером, 1 июня, в 17:00 в соборах нашего города будет совершаться особое, поминальное богослужение, а 2 июня, в субботу, в 8:00 будет совершена Божественная Литургия, сразу после которой будет отслужена общая панихида. И вечернее, и утреннее богослужения, являясь частями единого целого, неразрывны между собой, и они исполнены молитв и песнопений, которые призваны к тому, чтобы приклонить милость Бога на души  наших усопших близких. Личное присутствие человека на службе чрезвычайно важно и не должно ограничиваться лишь подачей записки или приношений, потому что  панихида  - это не что иное как молитва Церкви и от вашего имени за вашего родственника или знакомого. Свечу в храме об упокоении родных нужно ставить на панихидный столик, который традиционно находится в левой части храма. Кроме того, весьма полезно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

    - Что нужно приносить на панихиду?

    - Приношения на панихиду – это, прежде всего, добровольное пожертвование, деятельное выявление христианской любви по отношению к местной общине. Данная практика уходит корнями еще в Ветхий Завет. Что же касается тех продуктов, которые в наши дни традиционно приносятся на панихиду, то обычно это хлеб, масло, вино, сахар, крупы и тому подобное. После Божественной Литургии и панихиды эти продукты разделяются священником (или тем, кого он на это благословит) среди служителей храма, певчих, а также среди тех, кто в этом нуждается. Во многих приходах существует благочестивая традиция после больших панихид отвозить продукты в больницы, тюрьмы или детские дома.

    Молитва за упокой нужна не только умершим, а и нам самим

    - Если нет возможности пойти в храм, как поминать усопших дома?

    - Для того, чтобы быть услышанным Богом, достаточно просто благоговейно преклонить колени или стать дома перед иконами, сосредоточиться, собраться с мыслями и произнести: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих…» и назвать имена. Но для тех верующих, которые хотят проявить большее усердие, Устав Церкви предусматривает так называемый «Чин литии об усопших, совершаемой мирянином». Подробнее об этом можно узнать у любого священника.

    - Правда, что поминальные молитвы необходимы не только умершим, а и нам самим? Какая польза для нас?

    - Действительно, молитва об усопших действует двояко: с одной стороны, она облегчает загробную участь усопшего человека, о котором мы молимся, а с другой – она является немалым успокоением и утешением в скорби для нас самих. Молитва имеет свойство восстанавливать в душе молящегося утраченную гармонию, душевное равновесие, покой помыслов и умиротворение. И именно это очень важно для любого человека, который проходит сложный этап своей жизни, связанный с утратой родного или близкого человека. Молитва и вера во Христа может помочь тем, кто еще проходит поприще земной жизни, как писал апостол Павел, «не скорбеть, как прочие, не имеющие надежды», имея в виду, конечно, язычников или просто неверующих людей.

    В Слове Божьем есть такие слова: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит». Поэтому основное, что хотелось бы напомнить нашим читателям, это то, что главным препятствием в молитве всегда, во все времена, была и будет сознательная, нераскаянная греховная жизнь. А главным условием успеха и принятия Богом наших молитв является не столько правильно поставленная свечка или своевременное осенение себя крестным знамением во время богослужения, сколько чистота и непорочность нашей богоугодной жизни во Христе.

    Елена Несен, "Первая городская газета" №22