И ещё раз о Александре Безае

  • 22 лист. 2017 19:07
  • 1698
    • Новина И ещё раз о Александре Безае Ранкове місто. Кропивницький
     
      Всего полмесяца прошло с того вечера, как на нас обрушился водопад из оперных арий — долгожданный концерт Александра Безая в Кировоградской обласной филармонии, о котором не писал только ленивый. (Видимо, я самая ленивая, если пишу только сейчас). Концерт был действительно долгожданным — город  давно скучает по оперной музыке!
     
    Старшее поколение помнит, как в самом начале 1960–х годов в Кировоград приехала Московская гастрольная опера. Со всем репертуаром! Кажется, целый месяц мы ходили по вечерам в филармонию, как на работу. («Мы» — это папа, мой старший брат и я). Какое это было счастье! Ведь до этого приходилось слушать оперу только по радио (ежедневно по 3–й программе, в 19.15), и я знала уже много оперных спектаклей, даже тех, которые практически не ставились в театрах Советского Союза. Так, мне хорошо запомнилась «Битва при Леньяно» Верди и знаменитая опера Галеви «Жидовка» (бедная опера! — в плане борьбы с антисемитизмом она переименовывалась трижды: в СССР называлась — «Дочь кардинала» (и почти не ставилась), а относительно недавно в Михайловском театре (Питер) её осовремененная версия стала «Иудейкой»). (Мой папа, в молодости посещавший Ташкентский оперный театр, напевал арию из этого длинного, на пять актов спектакля: «Рахиль, ты мне дана судьбою»). Французская оперная классика...
     
    Но вот опера вживую! Запомнилось «трехзвездие» Верди, конечно, «Онегин», «Севильский цирюльник» и что–то из Пуччини (говорят, была «Чио–Чио–Сан», помню, только «Тоску» — аберрация памяти?). Вскоре в моей жизни появится Харьковская опера, затем Большой и Мариинский театры, повезёт даже попасть в Ковент–Гарден (1986, гастроли в Ленинграде). Но тогда — в школьные годы — это было впервые, поэтому потрясало до основ. Утверждаю, что последующие 55 лет ничего подобного в нашем городе не было! (Нет, я не забыла о народном театре Флейшмана при ДК Калинина, но то был театр оперетты, а не оперы).
     
    И вот я ожидаю концерт Александра Безая. Как не считай, но по возрасту он мне может быть только внуком, поэтому: «Саша, Сашенька…». Концерт был приурочен к 25–летию Саши Безая. А знаю его давно, ещё студентом, когда с лёгкой руки Людмилы Френчко в музучилище состоялся мой творческий вечер. «Нет, никто столь счастливым не был!» — призывно кричало с каждой двери моё фото в красном. Но это (хотя и явный перебор) обеспечило полный зал. И в целом вечер был подготовлен отлично. Моё выступление перемежалось выступлениями студентов, читавших мои стихи и даривших мне музыкальные подарки. Вот тут и запомнился мне студент Саша Безай — он прочёл моё «Памяти Евгении Мирошниченко» и спел Моцарта (дуэт Дон–Жуана и Церлины). Кто пел Церлину — жаль, не помню, но Безая, исполнившего партию Дон–Жуана, я с тех пор не забываю. Вскоре я радовалась поступлению Саши — ученика Владимира Стратьева — в столичную консерваторию. Позже, случалось, передавала через него свои книги Лидии Забилястой.
     
    И вот он — солист нашей филармонии, и его первый сольный концерт — к его же юбилею. Двадцать пять! (Сразу же возникли ассоциации с концертом знаменитого теперь сопрано Ольги Микитенко, ровно через месяц после своего участия в концерте Хосе Карерраса (май, 1999) отметившей своё 25–летие сольником в Колонном зале им. Лысенко). Отмечу ещё один общий признак этих концертов (увы, негативный) — прискорбное отсутствие программок.
    В отличие от Ольги Микитенко, чей концерт состоял только из итальянских арий, в программе у Безая были и арии из оперетт (и Мистер Икс, и Раджами), и романсы. Как по мне, исполняя романс Рахманинова, Саша блеснул новой гранью своего таланта! Было и «Безмежное поле» Лысенко и пахмутовская «Мелодия», которую зал, ностальгируя по прошлому, встретил овациями.
     
    Я люблю голос Саши Безая — драматический баритон. И пусть знатоки говорят о недостатках его голоса — замечания специалистов пойдут ему на пользу. К счастью, у Саши ещё есть время совершенствовать свою певческую технику, расширять диапазон и пр. А я об этом и говорить не стану, лучше отмечу у него прекрасную орфоэпию пения — я слышала каждое слово, каждый звук! — консерваторская выучка. Если и были в том исполнении слабые места — рядовой зритель, наслаждаясь концертом, их не заметил. К тому же, они с лихвой перекрывались редким артистизмом певца. Как эффектно он закончил арию Тореадора! И не только её.
    Мне понравился каждый номер Сашиного концерта Solo Classic, а всё же я ждала любимое и самоё удачное в репертуаре Безая — арию Андрия из «Тараса Бульбы» Лысенко, которую он приберёг к концу. Саша исполняет её традиционно и одновременно великолепно.
     
    Спасибо партнёрам юбиляра: камерному оркестру «Концертино» (Наталья Хилобокова), симфоническому оркестру музыкального училища (Лариса Голиусова) и художественному руководителю филармонии Наталье Бондаренко!
    Спасибо за прекрасный сценарий — когда в конце концерта исполнялась оратория, и весь зал, стоя, пел «Реве та стогне Дніпр широкий», я плакала. И не только я.
     
      Похвалив  филармонию за то, что не поскупилась на костюмы для этого театрализованного действа — оно изначально было заявлено графом Орловским из «Летучей мыши», как бал–маскарад, — тут же узнала, что практически все костюмы были куплены самим артистом и его родителями. И всё же этот концерт —  результат командного труда всей филармонии, который превзошёл все наши ожидания.
     
    А ещё Саша порадовал всех, познакомив нас со своей подругой (по жизни и сцене) — Анастасией Потоцкой, исполнившей своим чудесным сопрано «Соловейко» Кропивницкого и дуэтом с Безаем — «Місяць на небі». Зал неистовствовал. Молодых завалили цветами и подарками. Уже за кулисами и я вручила свой подарок — толстый том воспоминаний о Шаляпине с шутливым мадригалом своему любимцу:
    Баритон твой СУПЕРКЛАССА
    Мне милей любого баса.
    Утверждаю, сам Шаляпин
    Снял бы пред тобою шляпу!
     
    По–моему, это лучший оперный концерт ОСЕНИ–2017, если не считать концерт к 85–летию Анатолия Соловьяненко, прошедший в Национальной опере ровно за месяц до нашего концерта. Но не будем сравнивать несравнимое! Ведь Александр Безай у нас — один, и для нас он — лучший! Спасибо, Сашенька, за праздник! Береги себя для новых встреч с твоими благодарными поклонниками, сошедшими от восторга с ума!
     
    Татьяна Березняк