Моторные масла. Расшифровываем этикетки

Расшифровывать и читать между строк сегодня нам поможет региональный представитель торговой марки «MЕGUIN» в Кировограде  - Игорь Бурчак.

- Всё бы просто, если б надписи заканчивались классом вязкости по SAE (классификация моторного масла по вязкости). После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой Wи тире, например 5W- это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35 градусов Цельсия (т.е. от цифры Wнужно отнять 40). Это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30 градусов Цельсия), то мы получим минимальную температуру «проворачивоемости» двигателя. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто. Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100 – 150 градусов Цельсия. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Дальше, как правило, следуют классификации по ACEAи API.

ACEA - Ассоциация Европейских Автомобильных Конструкторов. На сегодняшний день, членами ACEA являются следующие производители автомобилей: Daimler – Crysler – Mercedes – Benz, BMW, Volks-Wagen-Audi, Porshe, Volvo, Rolls-Royce, Rover, Ford-Europe, GM-Europe, Renanlt, SAAB-Scania, Fiat, RVI, Iveco, MAN, DAF. Что означают цифры и буквы в классах ACEA? В последней редакции ACEA (2004 г.) автомасла поделены на три категории:

А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: А1/В1, А3/В3-04, А3/В4-04, А5/В5-04.

С – новый класс – это автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro– 4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификаций ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

API (AmericanPetroleumInstitute) Американский институт топлива. На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: APISJ, или же  API/SJ/CF-4. Буквенно - цифирный код – это обозначение класса масла. При этом, первая буква кодировки означает вид масла: «S» - автомасла для бензиновых двигателей; «С» - масло для дизельного мотора. Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателя, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой (слеш) – например API/SJ/CF-4. При этом ставиться тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению.

Последний и, наверное, самый важный, параметр - это допуск производителя двигателя.  Процедура присвоения допусков достаточно сложна – для того, чтобы получить право писать на этикетке моторного масла какой-либо допуск, производитель автомасла должен получить соответствующий сертификат от этого автопроизводителя, который проводит  испытания и анализы моторного масла. Платит за процедуру (и не мало кстати), естественно производитель моторного масла.

Информация о том, по каким допускам сертифицировано конкретное моторное масло обязательно присутствует на этикетке, т.е., если там такой информации нет – что бы Вам не говорил продавец, это масло по допускам не сертифицировано.