Путешествие из Кировограда в Кропивницкий тридцать лет спустя

  • 14 черв. 2018 15:51
  • 1377
    • Стаття Путешествие из Кировограда в Кропивницкий тридцать лет спустя Ранкове місто. Кропивницький
              
    В далёком уже 1988 году я впервые попал в Кировоград по приглашению местных бизнесменов. Тогда только начиналось разворовывание социалистической собственности в промышленных масштабах. 
     
    Металлолом валялся на обочинах дорог, даже цветной, распродавались за бесценок строительные базы, техника, материалы. Появились первые лысые авторитеты. Их роль в становлении нынешней экономики огромна. Как платёжное средство царствовал бартер. Кировоград небольшой город, хотя заводов и заводиков пруд пруди. Народ провинциальный, но грамотный и добродушный. Вести дела с ними были легко. Я в то время возглавлял кооператив, уже и названия не упомню. Дела шли ни шатко, ни валко, а всё потому, что я не хотел криминального бизнеса. А бизнес по-белому — занятие малоприбыльное. Моей целью было заработать денег для создания творческой студии. Перепробовал много чего, но всегда старался быть в рамках закона. Другой вопрос, что не всегда получалось. Бизнесмены Кировограда предложили нам золотоносный чернозём по доллару за рабочую рукавицу, набитую таким чернозёмом. Несколько рукавиц мы приобрели, но золота там, увы, не оказалось. Золотом оказались люди, живущие на этих землях. Чуткие к слову, легко воспринимающие юмор и скорые на помощь. Ни в каких других областях Украины подобного я не встречал. Кого бы не встретил — душа человек! Говорят, что мне просто везло. Пусть так, но в других местах такого не происходило.
     
    И полюбил я Кировоград навсегда. Потом была жизнь, ГКЧП, дефолт и прочее. Студию я в конце концов создал, и началась у меня жизнь, о которой мне мечталось. Мы писали песни и исполняли их для себя и друзей. Всё медиа-пространство было захвачено махровым шансоном, и пробиться на большую сцену возможности не было. Но мы не унывали. Записали около двухсот песен за это время. Потом провидение в лице Доры Ивановны Костовой, главного редактора государственной газеты «Роден Край», вытащило меня на свет Божий. С её лёгкой руки я включился в общественную жизнь болгарской диаспоры. Писал и пишу свои материалы в газету, публикую стихи и рассказы, посещаю соборы.
    И получаю от этого колоссальное удовольствие. Благодаря газете, я познакомился с огромным количеством прекрасных людей разных национальностей и культур. И не в последнюю очередь я бесконечно благодарен за знакомство с кропивничанами. Сергей Осадчий как неугомонный вождь кропивничанского болгарства явил мне прекрасных людей, без которых я не представляю своей дальнейшей жизнедеятельности. Это такая преамбула об моих страстях по Кропивницкому для того, чтоб вы понимали мои переживания, связанные с нашим участием в Еврофесте 19 мая 2018г. К этому времени у меня завязалась крепкая дружба с Антониной Корень. Замечательный человек и поэт. Непревзойдённый рассказчик. Её украинский я слушаю и не могу наслушаться. Удивляюсь, почему вы не записываете её на все возможные носители. Её воспоминания о литературной Кировоградщине — бесценны. Её артистизм и обаяние почему не востребовано? Ещё не упущено время, и я прошу тех, кто в силах решать подобные вопросы, — сделайте так, чтоб её программа об людях искусства была на областном телевидении. Это самое настоящее золото нашей Родины. Благодарен Людмиле Макей, главному редактору  «Первой городской», и газете «Роден Край» за предоставление газетных площадей, но для такого явления, как Антонина Корень, этого недостаточно. Общаемся мы с ней регулярно, практически ежедневно в телефонном режиме и в курсе всех дел друг друга. Даже книжку совместную издали, «Архипелаг дружбы» называется. В совместном творческом портфеле есть много чего ещё, бюджета только в этом портфеле не хватает. Она всё время меня зовёт в Кропивницкий, но быт не всегда удаётся превозмочь, да и на наши пенсии не наездишься. Однако есть события, которые требуют поступать соответственно.
     
    Одним из таких событий была презентация нашей общей книжки, но встреча была однодневной и мы не насытились общением. Да и Осадчий желал, как говорится, «продолжения банкета». А если этому человеку чего-нибудь очень захочется — он сего добивается.  
    Таким поводом для него послужил «Еврофест».
    К этому времени, надо сказать, случились некоторые обстоятельства в жизни моего творческого коллектива выпивох. Сгорела студия с аппаратурой. За год я её восстановил, но с аппаратурой была та ещё напряжёнка.
     
    От пьяниц я студию очистил, и тут опять включилось провидение и послало нам двух прекрасных педагогов Бориса Борисова и супругу его Веру Акиньшину. Оба музыканты с консерваторским образованием и, не побоюсь этого слова, великие педагоги. У Бориса Михайловича за плечами опыт создания струнного квартета, который исколесил весь мир и игравшего в королевских дворах. А в годы консерваторской юности он поиграл в «Весёлых ребятах»! Он нашел подтверждение своего болгарского происхождения и пришёл ко мне с предложением создать детский болгарский скрипичный ансамбль. Причём пришёл с аппаратурой. Я дал согласие не раздумывая. Моим условием было в свободное время дать жизнь песням на мои стихи. После ознакомления с ними мэтр согласился. Сергей Осадчий был в курсе этих мероприятий, поскольку принимал активное участие в восстановлении студии. Мамочка его мне помогала материально, он помогал, Сашко Антоненко из Новоукраинки неделю занимался столяркой, многие помогали, за что им моя большая благодарность. Мы взяли детей из многодетных семей в обучение.
     
    Никто из них до этого не держал скрипку в руках. Возраст от пяти до одиннадцати лет. И работа началась. Я топил печку, а Борис Михайлович с Верой Николаевной обучали деток. Кончались дрова, на помощь пришёл Сергей Георгиевич Бордюг, профинансировал дрова. Поклон ему низкий. Какие-то проблемы по ходу возникали, но, благодаря Господу, мы всё преодолевали. Наши пятилетние малыши ещё читать не умеют, а ноты знают. Три с половиной месяца очень напряжённого труда — и Осадчий затребовал категорически привезти их на «Еврофест». А как их не повезти на Родину Нейгауза? Кощунство. А мандраж-то присутствует. Это ж детки! И потом везти надо коллектив с техперсоналом 15 человек. Проезд, размещение, питание. Как решал эти вопросы Сергей Юрьевич — не знаю, но он их решил.
     
    18 мая мы выступали в 31-й школе. На выступлении присутствовали преподаватели музыкальной школы и с улыбкой мне говорили, что три с половиной месяца обучения — это не совсем правдочка… А я только радовался их сомнениям. Чем сомнений было больше, тем большей была моя радость. 19 мая было выступление уже на «Еврофесте». Детки нас не подвели и сыграли превосходно. Я не буду описывать весь ход событий, скажу о том, что меня особенно зацепило, и о том, о чём, возможно, никто не скажет. Мои дорогие кропивничане, у вас столько талантливых людей! Я заглянул на «Калиновий спів» и просто был ошеломлён костюмами, песнями, танцами. Это потрясающе! Прошу вас, обратите внимание на звукорежиссуру. Негоже артистам высочайшего уровня выступать с такой техникой. Подготовьте молодых продвинутых ребят для этого дела. Это вполне по силам. Вы получите качественный звук и сами восхититесь. Единственный, пожалуй, минус. Он, конечно же, с лихвой перекрывался радушием и исполнительским мастерством, но, ей Богу, вы все заслуживаете другого высшего качества.
     
      А теперь о нескольких курьёзных и трогательных моментах во время нашей гастрольной эпопеи. Сначала о трогательных.
    Осадчий поставил передо мной задачу явить болгарскую кухню. В полном объёме явить её не было возможности, но одно блюдо я постарался приготовить. Манджя называется. Мне его, к счастью, не досталось, а вам-то хоть понравилось? Я старался, так что не обессудьте, если что…
     
    Второй момент — посещение музея десантников. Первые залы, где была представлена боевая техника и которую дети (а я в этом вопросе тоже ребёнок) могли потрогать, удовлетворили наше детское любопытство в какой-то мере, но последний зал, где представлены на экране ребята, погибшие в АТО, заставил нас плакать. О чём говорить — 40 погибших и двое находящихся в плену. Молодых, красивых, умных. Никогда не думал, что такое возможно. Не хочется ни комментировать, ни обсуждать — хочется просто выть белугой.
    И два последних штриха к моему повествованию.
    Половину нашей группы приняла семья Александра Полячка. Благодарю провидение за это. Я познакомился и подружился с прекрасными людьми и теперь никуда их от общения и дружбы не отпущу. А что вы хотите — это Кропивницкий!
    Вторая половина нашей группы разместилась в одном из университетских общежитий. Поезд наш прибыл в начале второго утра. Деткам захотелось чаю перед сном и они попросили кипяточку и сахара, что было встречено без восторга, мягко говоря.
    А утром в полдевятого деток подняли на репетицию, потому что в 13.00 надо выступать. Это окончательно доконало комендантшу.
    Такой банды, как наша из Днепра, ещё не было в стенах этого общежития… По её словам. Чай и сахар мы ей уже переслали, а за Моцарта приносим извинения, но не обещаем, что исправимся. А что вы хотели — Днепровская банда!
     
    Кропивничанам
     
    Вам, живущим на радонах, 
    От души земной поклон.
    На диванах и в бетонах
    Нам признаться вам резон.
     
    Что-то есть в вас вековое,
    Соль, наверное, земли.
    Руки в дружбе с головою.
    В сердце жаркие угли.
     
    Здесь душе моей вольготно —
    Бывший град Кировоград.
    Исключительно комфортно,
    Каждой встрече с вами рад.
     
    Пусть дарует вам улыбку
    Жалкий хор моих словес!
    Вас, поверьте, я не шибко
    Восхваляю до небес.
     
    Есть везде на свете люди,
    Замечательных — не счесть.
    Их конечно поубудет.
    И на то причины есть.
     
    Зависть, войны, катаклизмы
    И с дубиной племена,
    Царства, эры, коммунизмы,
    Площадь лобная видна.
     
    Но живёт здесь Тоня Корень —
    Удивительный поэт!
    Ею край сей заговорен,
    У меня сомнений нет.
     
    Владимир Стафидов