Под парусом «Бригантины»

  • 10 січ. 2019 13:57
  • 1578
    • Стаття Под парусом «Бригантины» Ранкове місто. Кропивницький
     
    Отзыв об альманахе «БРИГАНТИНА» ЮНОСТИ МОЕЙ» (автор-составитель — Татьяна Березняк)
     
     
    Читая книгу «БРИГАНТИНА» ЮНОСТИ МОЕЙ», окунаешься в мир творчества молодых поэтов и прозаиков и невольно увлекаешься этой удивительной атмосферой. Творчество литераторов «Бригантины» охватывает широкий литературный спектр. Они пишут на русском и украинском. 
     
    Это стихи и проза, рассказы, сказки и очерки. В книге не только представлены тексты поэтов и литераторов, посещавших студию, но также передана атмосфера живого творчества, атмосфера литературной жизни 1960-х годов. В ней ощущается эпоха тех лет — тёплая, вдохновенная эпоха 60-х.
    Татьяна Березняк: «1962 год… Хрущёвская «оттепель» (1956–1964), шире — 60-е… Благословенное время, в котором моему поколению удалось жить. Перемены в общественной и культурной жизни вызвали необыкновенный расцвет литературы, прежде всего — поэзии. В стране царил дух невиданных до этого демократических свобод.
     
    Вот и стали, как грибы после дождя, образовываться неформальные объединения. Не исключением был и Кировоград, и создание нашего Клуба поэзии — тому примером.
    Я счастлива, что мы жили и формировались, как личности и как поэты, именно в 60-е годы. Наши литературные вкусы складывались под влиянием наших кумиров, знaковых поэтов того времени — Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, а также новых литературных журналов, начавших выпускаться в СССР, — «Юности», «Нового мира», «Иностранной литературы».
     
    Это не только впечатления и воспоминания Татьяны Березняк, представленные во вступительном очерке, — вся книга, её общий настрой передают атмосферу тех лет, тепло общения, дружескую поддержку, воодушевлённость молодых людей, литераторов и поэтов «Бригантины».
     
    Т.Березняк: «В начале 1965 года у Клуба поэзии появилось название — «Бригантина». И оно прижилось, внеся в нашу жизнь морскую тематику. У нас появились кубрик и капитанский мостик, капитаны и боцман с юнгой».
     
    И это тоже интересно как творческая концепция литературного объединения. 
    Более того, она присутствует в структуре книги, в её разделах, что придаёт книге цельность и оригинальность. 
     
    Раздел «НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ» — о Валерии Гончаренко, Вадиме Гребенюке, Юрии Каминском — капитанах и ведущих студии. Раздел «В КУБРИКЕ — МАТРОСЫ» представляет студийцев. Но в книге никто не выделен специально — все поэты и литераторы представлены в алфавитном порядке. О каждом говорит его творчество и его биография, а читатель может сам выделить того поэта или прозаика, который ему ближе и понятнее.
     
    В книге мы видим не только студию «Бригантина», какой она была во время 60-х, книга интересна тем, что в ней есть информация о повзрослевших студийцах «Бригантины», какими они есть сейчас. Нынешней жизни и творчеству литераторов студии посвящены также разделы «Перекличка через полвека» и «Воспоминания».
     
    Каждый студиец «Бригантины» представлен не только своим литературным творчеством, а биографией, размышлениями, воспоминаниями о нём. В книге литературная студия «Бригантина» воспринимается как клуб творческих людей, единомышленников, сообщество, где молодые люди раскрываются как интересные личности, со своими творческими особенностями, своим внутренним миром, своей судьбой, своими размышлениями о жизни и постижением красоты литературного слова. 
     
    К одному из разделов книги Татьяна Березняк приводит эпиграф из Евгения Евтушенко:
    Людей неинтерестных в мире нет.
    Их судьбы, как истории планет.
     
    Читая «Бригантину» юности моей», не раз обращаешься к этим строкам, потому что люди, с которыми знакомишься в книге, интересны, непохожи друг на друга, они как разные планеты одной поэтической вселенной. 
     
    Судьбы студийцев «Бригантины» очень разные, от именитых литераторов, учёных, до людей, чей жизненный путь оборвался рано. Не все студийцы связали свою жизнь с литературой, но все они в книге открываются читателю как самобытные индивидуальности. 
     
    Татьяна Березняк: «Мы писали пародии друг на друга. И никто не обижался. Главное, всем было безумно интересно друг с другом».
     
    И в книге передан этот интерес друг к другу — он идёт лейтмотивом. И ещё — каждый представлен с любовью её составителя — Татьяны Березняк. К каждому у составителя альманаха неподдельных интерес как к личности, человеку, творцу. Не чувствуется ни любимчиков, ни аутсайдеров — все равны, все интересны как часть неповторимого пространства жизни и литературы. И эта объективность, непредвзятость составителя альманаха особенно подкупает. 
     
    Нет ни передёргиваний, ни пристрастности, ни выяснения отношений на страницах книги — только искреннее желание поведать миру об удивительном союзе молодых и творческих личностей, о литературной семье, где каждый её член по-своему уникален и тем интересен не только составителю этого сборника, но и читателю.
     
    В книге много документальных материалов, воспоминаний, в которых раскрываются характеры и судьбы литераторов. «Бригантина» — такой удачный образ и название для литературной студии —  становится в книге зримым и удивительно интересным литературным миром, увлекающим и зовущим к освоению новых творческих горизонтов. 
     
    В литературной студии «Бригантина» пересекаются судьбы разных людей из поколения романтиков, творческой интеллигенции 60-х. И хотя студия просуществовала пять лет, её деятельность, описанная и представленная в книге, удивительным образом даёт срез той эпохи. Книга «БРИГАНТИНА» юности моей» является не только литературным, но и документальным изданием, ценным вкладом в краеведение. Она представляет собой литературоведческий и культурологический интерес. 
     
    15.10.2018
    Елена Зимовец (Киев)