Ассоциация с ЕС — наше будущее

  • 26 жовт. 2016 14:05
  • 1332
    • Новина Ассоциация с ЕС — наше будущее Ранкове місто. Кропивницький

    Как известно, двигателем прогресса всегда были индивидуальности, бегущие впереди всех. Однако именно от масс, обывателей зависело, насколько их идеи смогут прижиться и стать успешными. Поэтому после долгожданного, выстраданного подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом важно разъяснить людям, что значит данный документ, какова его стратегическая ценность. Ведь несмотря на предысторию подписания — Евромайдан, Революцию Достоинства и общее желание народа к переменам, многие наши соотечественники не особо понимали, что на самом деле было подписано и как именно это повлияет на экономику страны.

    Историческая справка.

    Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом — международный договор, имеющий целью углубление интеграции между Украиной и Европейским союзом в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности. Соглашение об ассоциации заменило прежнее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной. (Википедия)

    Мы решили проверить — насколько изменилось общее понимание украинцев последствий Соглашения об ассоциации и остались ли актуальны те мифы и страхи, которые витали вокруг данного документа еще два–три года назад. Опрос мы провели в пяти городах — Кропивницком, Киеве, Днепре, Одессе и Львове, при этом общаясь с украинцами разных возрастных категорий и социального достатка. Из множества вопросов–ответов мы отобрали всего три, чтобы, во–первых, не перенасыщать читателя во многом схожей информацией, а во–вторых, максимально доступно продемонстрировать не только изменения общественного мнения за последние годы, но и разницу в понимании Ассоциации в разных регионах страны. Итак, приступим.

     

    Смогут ли украинские товаропроизводители конкурировать с европейскими, учитывая внедрение на территории страны стандартов качества ЕС?

    Сергей, 32 года, предприниматель, Кропивницкий: Прогресс неизбежен, посему глупо сетовать на то, что кто–то не сможет перестроиться и дотянуть до евростандартов. Насколько я знаю, все эти сертификации, стандарты качества и т.д. вводятся постепенно, поэтому если у предпринимателя есть желание работать, он всегда найдет возможности перестроиться под новые условия. Уверен, этот процесс не будет безболезненным, но все же он необходим,  если Вам необходима будет помощь в нём то заходите на разработка технических условий на продукцию

    Алена, 26 лет, экономист, Киев: Евростандарты — это не прихоть или блажь более сильного партнера, это показатель качества во всем. А кому может не понравиться, если продукция, производимая в стране, станет качественней? Думаю, вопросов тут быть не может. Предприятия либо найдут возможность модернизироваться, либо в конечном итоге не выдержат конкуренции, учитывая, что у всех остальных товары будут на порядок лучше.

    Александр, 42 года, инженер, Днепр: Учитывая, что я работаю на предприятии, шагающем в ногу с прогрессом, то у нас проблем с этим не возникнет. Более мелким предприятиям, думаю, будет сложнее, ведь в некоторых случаях проще полностью перестроить процесс изготовления всей продукции, чем менять отдельные детали, которые в конечном итоге будут работать кое–как.

    Иван, 45 лет, преподаватель, Одесса: Это естественный отбор в действии — более сильные, успешные и умелые приспособятся, найдут возможность для развития. Остальные не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. Для рядового украинца это, как по мне, приведет к небольшому скачку цен, но значительному улучшению качества товаров и услуг.

    Ирина, 37 лет, художник, Львов: Мы всегда были ближе к Европе, чем другие областные центры Украины, так что подобных перспектив не боимся. Уверена, предприниматели найдут либо возможность, либо лазейку, у нас всегда так было. Главное, что от этого только выиграют рядовые украинцы, а как по мне, это сейчас важнее всего. 

     

    Связаны ли, по–вашему, повышения цен на коммунальные услуги и продукты питания с подписанием Украиной соглашения об ассоциацим?

    Анатолий, 65 лет, пенсионер, Кропивницкий: Не скажу, что в этом есть какая–то прямая связь. Учитывая, что происходит сейчас на востоке страны, думаю, корень проблемы стоит сейчас искать именно там — туда уходят миллионы и миллионы, которые могли бы быть потрачены на население и стабилизацию цен. Пока будет длиться война, будут расти цены и уверен, мы будем не нужны Евросоюзу как полноценные члены сообщества.

    Дмитрий, 22 года, студент, Киев: Все взаимосвязано — и ассоциация, и война и получение Украиной финансовой помощи от МВФ. Говорить, что только по одной причине увеличиваются цены за коммуналку, невозможно. Хотя, конечно, страна была обязана привести тарифы к европейским нормам, что, в целом, и делалось все это время.

    Екатерина, 34 года, врач, Днепр: Давайте рассуждать без эмоций — мы привыкли пользоваться светом, водой в огромных объемах и при этом платить за это копейки. Разницу за нас с вами платило государство, а в Европе так не принято. Так что, если исходить из фактов — да, подписание соглашения повлияло на скачок цен на коммуналку, но в этом нет ничего плохого, это естественный процесс. Чтобы он не проходил так болезненно для людей, к этому нужно было готовить, объяснять, что к чему, как нужно рационально тратить ресурсы, и все было бы нормально.

    Касательно цен на продукты питания — не думаю, что ЕС имеет к этому какое–то отношение, тут факторов очень много.

    София, 42 года, продавец, Одесса: Скажу вам честно, ЕС или не ЕС, для людей не имеет значения, главное, чтоб не дорожала жизнь. А то как цены поднять, это у нас всегда пожалуйста, а как зарплаты людям, так подождете. Но если мы идем к европейским стандартам, то нужно, в первую очередь, поднять уровень благосостояния людей, а потом уже цены повышать. 

    Павел, 25 лет, программист, Львов: Рациональное использование ресурсов — вот что поможет нам от роста цен. Это я про коммуналку. Вся беда не в повышении цен, а в общем бедственном экономическом положении украинцев и несопоставимости «европейских» цен на коммуналку с далеко не «европейскими» зарплатами. Вот над этим нужно работать. Хотя на востоке война и, думаю, пока она не закончится, с урегулированием этих вопросов все же будут проблемы.

     

    Принесло ли соглашение об ассоциации пользу для Украины, и стоит ли нашей стране двигаться в сторону полноправного членства в Евросоюзе?

    Анна, 47 лет, социальный работник, Кропивницкий: Скажу вам честно — я не настолько сведуща в этих вопросах, чтобы ощутить разницу до и после подписания. Однако одно я знаю точно — в Европе нам будет в любом случае лучше. Вон с Россией сколько строили этот Таможенный союз — и что? Теперь наши бывшие партнеры воюют на нашей земле, еще и Крым отобрали. Евросоюз — только так, другого пути у нас нет.

    Иванна, 30 лет, журналист, Киев: Конечно же, плюсов на самом деле много, но многие из них попросту не видны рядовому украинцу, поскольку касаются, скорее, экономики страны в целом, чем экономического благополучия отдельного человека в частности. Не забывайте — мы на данный момент, по сути, стена между агрессором — Россией и цивилизованным миром в лице Евросоюза. Нам будут помогать, и нас там ждут, главное не забывать, что и нам для этого нужно многое сделать.

    Олег, 33 года, строитель, Днепр: Конечно, ЕС — это наше будущее, однако лично я вижу в нем некую опасность для нашей страны. Если быть точнее, я не уверен, что мы не превратимся для Евросоюза в поставщика дешевой, легальной рабочей силы. Учитывая разницу курсов валют, как только ЕС откроет для нас свои границы, туда ринется такое количество народа, что Европа может и пожалеть о своем решении. В общем, нужно работать над развитием, «строительством» собственной страны, чтобы войти в Евросоюз на «бедными родственниками», а полноправными партнерами.

    Александр, 25 лет, бармен, Одесса: Могу судить по родному городу — жить стало сложнее и дороже, однако люди понимают, что этот путь нужно пройти, чтобы получить взамен лучшую жизнь. Ассоциация дала нам перспективу, возможность того, что мы, все–таки, станем полноправными членами ЕС, и уже это не может не радовать, учитывая, какой ценой этот документ был подписан. Мы собственной кровью доказали — это осознанный выбор народа, и этот путь нам не навязан сверху. 

    Ну и, конечно же, мы не могли обойти стороной и такой важный аспект «европейскости», как отношение государства к велосипедистам и велоинфраструктуре. Станет ли Украина велоевропейской страной?

     

    Исследования Ассоциации велосипедистов Киева, опубликованные «Украинской правдой», можно применить почти к каждому городу Украины. Вниманию читателей пять самых популярных способов «велопокращення»:

    5–е место. Во многих странах Евросоюза работодатели поощряют своих сотрудников ездить на работу на велосипеде, стимулируя их всевозможными денежными премиями. В Украине сие пока редкость, однако первые ласточки уже появились в Киеве. Например, каждый год в конкурсе «Велоработодатель года» участвует пять, а то и десять новых участников.

    Во Львове велосипедизация города совместными усилиями власти и велообщества способствует и здоровому образу жизни, и туристической привлекательности, и просто развитию  форм отдыха. Одесса и Кропивницкий, к сожалению, этим похвастаться ещё не могут. В Южной Пальмире сумасшедший трафик на основных улицах приводит к высокой загазованности и аварийности, велопарковочных мест — единицы, а за известную «Трассу здоровья» ведётся ожесточённая борьба между общественностью и застройщиками.

    4–е место. Два самых продвинутых в этом отношении города — Львов и Киев — уже пятый год проводят «День без авто», который в Европе традиционно отмечается 22 сентября. В столице ежегодно выбирается улица, которая будет пешеходной.На ней обустраиваются танцплощадки, мастер–классы, а также велоэкскурсии и ликбез для начинающих велосипедистов. Львовяне развили тему: в районе площади Рынок постоянно действует пешеходная зона, а для велосипедистов поставили специальные тумбы, где можно припарковаться и даже отремонтировать сломавшиеся детали. В  Одессе пешеходная Дерибасовская частично перекрыта кофейнями и магазинами, частично припаркованными автомобилями. Похожая ситуация на Дворцовой в Кропивницком. Однако единичным велобайкерам шанс проехать есть всегда. Городские власти участия в подобных киевско–львовских акциях участия не принимают.

    3–е место. «Велосипедом на работу». Такая кампания ежегодно проводится в Баварии. Сотрудники фирм, решившие приобщиться, ездят командами из четырёх человек. Они договариваются о маршруте и ездят вместе. Подобные кампании практикуют и в других городах Европы. Инициативу поддержали и киевляне при поддрежке Ассоциации велосипедистов. В Кропивницком и Одессе подобные мероприятия являются личным делом каждого. Попытка главы «горячей линии  городского головы» в Кропивницком Андрея Лейбенко «повелосипедничать» поддержки коллег не встретила, работники областных органов власти тоже не горят желанием рисковать собственным комфортом. В Одессе самым известным чиновником — велофанатом остаётся бывший заместитель председателя ОГА Дмитрий Волошенков, иногда любит катнуть на камеру и действующий председатель ОГА Михеил Саакашвили.

    2–е место. Блоги Cycle Chic. Суть данного проекта — фото велолюбителей в стильном «прикиде» на стильных и не очень байках. Сейчас во всём мире насчитывается более 250 подобных блогов, самые лучшие из которых объединились в The Cycle Chic Republik. «Республика» проводит ежегодные конференции в разных городах, к которым присоединились наши Львов, Харьков и Одесса. Что касается Кропивницкого, то большинство велобайкеров пытаются шиковать велоформой.

    1–е место. Велопарады. Народ на веломашинах разных марок и конфигураций вышивает в экзотических одеждах по главным улицам с оркестром и без. Это очень колоритное зрелище собирает сотни участников и тысячи не менее азартных зрителей и становится очень увлекательным и незабываемым шоу. В Кропивницком нечто подобное замечено только в виде «ВелоХеллоуина», но мероприятие не является столь массовым. Если же принять во внимание ежегодные Велодни в большинстве городов Украины, то среди их участников есть как сторонники спортивной формы, так и обычной одежды. А традиционная украинская вышиванка может украсить оба варианта велоодежды.

    Вместо эпилога.

     Богдан, 51 год, историк, Львов: Посмотрите на наших соседей поляков — в 90–х мы стартовали практически в одинаковых условиях, а разницы сейчас не заметит разве что слепой. Нам нужен ЕС даже не для того, чтобы поднять уровень экономики, а с целью самоочищения от того советского, царского, режимного наследия, которое живет в каждом из нас. Мы достойны большего, и сейчас, наконец–то, получили право доказать себе и миру, что мы воспользуемся данным нам шансом.

    Александр Летов, Максим Гуцалюк, Оксана Московченко

    Кропивницкий – Киев – Львов – Днепр – Одесса – Кропивницкий

    В качестве иллюстраций использованы работы участников конкурса детского рисунка «Мы – европейцы!»: Оксаны Гирулис, Софии Беспаловой, Дарьи Самойленко, Александры Домарецкой.

    Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).

    Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю автора та необов'язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.