Европейское образование. Немецкий опыт

  • 28 лип. 2016 17:22
  • 1356

    Высшее образование для украинцев давно перестало быть чем–то статусным и значимым. Его воспринимают как должное, не отдавая себе отчета в том, что на самом деле в Европе получить подобную «корочку» не так–то и просто — для этого необходимо проявить действительно серьезные знания и умения, приложив немало усилий для окончания ВУЗа. При этом, понимая престижность образования, высшие учебные заведения ЕС демонстрируют соответствующее уважение к своим студентам, обеспечивая их комфортными условиями для получения знаний.

    Сегодняшний наш собеседник — Марина Яголенко. Она второй год обучается на факультете математики и экономики Кельнского университета, посему ей есть что рассказать о том, какое же оно на самом деле — европейское образование.
    — Марина, и все же, почему именно этот ВУЗ?
    — Начнем с того, что Кельнский университет во всей Европе славится своим подходом к обучению экономистов и преподавателей. Именно здесь подготовка данных специальностей особенно тщательна и включает в себя несколько уровней. Сам же ВУЗ, как я узнала во время поступления, является одним из старейших в Европе. Он был учрежден в 1388 году на базе школы Доминиканского ордена, которую основал Альберт Великий. На данный момент  в университете обучается около 50 тысяч студентов со всей Европы. Только в моей группе есть ребята из Италии, Франции, Норвегии и других стран еврозоны. И хотя существует негласная конкуренция между Кельном и Мюнхенским университетом имени Людвига и Максимилиана за звание крупнейшего ВУЗа Германии, на практике этого не чувствуется.
    — Насколько тяжело поступить в столь престижное высшее учебное заведение? Тем более жителю другого государства.
    — Начнем с того, что право на обучение в Кельнском университете иностранный студент может получить, сдав языковой тест и отучившись, как минимум, два года в ВУЗе своей родной страны. Я пошла именно по этому пути, закончив перед переездом в Германию Кировоградский национальный технический университет.
    Существует и другой, более сложный путь, который, однако, имеет свои плюсы — понимание местной системы образования. Речь идет о возможности закончить местную гимназию и получить «абитур», то есть аттестат, с которым впоследствии вы можете поступать в любой ВУЗ страны. Таким образом поступить даже проще, но для иностранцев этот вариант, как понимаете, сопряжен с некоторыми трудностями. И все же, получив аттестат, вы автоматически становитесь студентом избранного вами университета, если ваш итоговый балл не ниже проходного.
    Касательно проходного балла, то он, как и в нашей стране, из года в год меняется, в зависимости от количества желающих, а также, что для нас в новинку, в соответствии с котировкой данной специальности на рынке труда.
    — Насколько учебный процесс в Кельнском университете отличается от того же КНТУ?
    — Отличается, причем весьма сильно. Во–первых, вся информация о факультетах, лекциях,  преподавателях, практических занятиях и вообще, о всем учебном процессе, находится на официальном сайте учебного заведения. Теоретически у тебя есть возможность настроить свой учебный график таким образом, дабы не терять ни минуты драгоценного времени.
    Во–вторых, тут к студентам относятся как к самостоятельным личностям, способным без постороннего вмешательства решать все свои проблемы. Не существует как таковых кураторов или классных руководителей — хочешь что–то организовать, достать или договориться — делай это самостоятельно. Зачастую студенты разбиваются на небольшие группы, человек по 10–15, обсуждая интересующие их проблемы. Этими же группами в дальнейшем они развиваются, обучаются, готовят практические работы и изучают лекционный материал.
    В–третьих, и это меня поразило более всего — количество занятий, которые должен посетить студент в том или ином семестре, никоим образом не регламентировано. То есть,  каждый студент сам решает, что он хочет изучать, а что нет. Есть, конечно, контрольные, семестровые работы, но они больше рассчитаны на самих студентов, чем на преподавателей. Таким образом немцы развивают у молодежи чувство ответственности за собственные знания и, как следствие, за свое благополучие.  
    Преподавательский контроль, по крайней мере на нашем факультете, осуществляется следующим образом:  раз в неделю выдается лист с заданиями по математике и экономике, на решение которых отводится неделя. Учитывая сложность заданий, справиться менее чем за этот срок практически нереально. Посему зачастую студенты собираются в группы по 4–5 человек для их решения. Это не только не запрещается, но и поощрается, поскольку учит молодежь навыкам работы в команде. По окончанию лекции по тому или иному предмету необходимо набрать минимум 50% от общевозможного количества баллов, чтобы быть допущенным к сессии. В конце семестра проводится письменный экзамен. Вот только от наших, украинских, экзаменов он отличается кардинально. По сути это сесместровый отчет по знаниям, и длительность его, в среднем длится около 5 часов, а бывает и дольше.  
    В этом году мне пришлось уже сдавать так называемый бакалаврский экзамен, который в себя включает два устных экзамена по математике и пару зачетов по экономике. Как мне рассказывали старшие товарищи, впереди меня ожидает еще магистерский экзамен, а в конце 5–тилетнего обучения три общих среза знаний по 10 дисциплинам и научная работа на избранную тему. Если честно, пока еще затрудняюсь сказать, что именно выберу.  
    — Подача материала, распределение лекций также отличаются?
    — Как сказать… С одной стороны начало лекций традиционно в 8 утра, вот только учитывая, что свой курс ты по сути можешь подкорректировать в зависимости от избранного направления, то и пары могут быть разбросаны на протяжении всего дня. Но если на первом курсе все было более–менее знакомо — обычные лекции и семинары, то уже на втором начались практические занятия, презентации проектов, научные разработки, грантовая деятельность… В общем все то, до чего украинским ВУЗам еще расти и расти.
    В целом в Германии к учебе подходят более творчески, не вбивая нужные только преподавателю знания, а объясняя необходимость получении тех или иных умений. То есть, если на лекции профессора не приходят студенты, то это проблема не студента, а профессора. Но зачастую такого там не встречалось.
    Конечно, как и в любом студенческом движении, не обходится без приколов, студентов–раздолбаев или удивительно нелепых ситуаций. Например, после окончания первого курса один из лекторов, довольно молодой, но амбициозный профессор Максимилиан Штайн сообщил, что экзамены по его дисциплине будет принимать другой преподаватель, поскольку у него намечена на эту дату свадьба. Ну, и студенты решили сделать любимому преподавателю сюрприз и немного подшутить.
    Не буду рассказывать детали этого прикола, поскольку сама в нем не принимала непосредственного участия, но когда молодоженов от церкви забирал лимузин, в нем оказалось более 100 живых зайцев и аквариум со здоровенным сомом. Суть прикола был в том, что сам профессор был заядлым рыбаком, а невесту, которую никто из студентов, наверное, и в глаза не видел, по телефону всегда называл «зайчик».
    — Об учебе поговорили, интересно узнать и о быте студентов еврозоны. Насколько лучше типичное общежитие в ЕС нашего, украинского?
    — Стану на защиту украинских общежитий — далеко не везде все так печально, как рассказывают. Хотя, конечно, до европейских условий нам еще долго тянуться.
    Начнем с того, что сам студенческий городок в Кельне расположен минутах в 10 езды от университета. Можно проехаться на общественном транспорте или машине, но большинство предпочитают ходить пешком или ехать на велосипеде. Стоимость общежития составляет 250 евро в месяц, и это, в переводе на наши деньги, конечно же, немало, но за них студент получает «полный фарш» — квартирки на 2, 4 или 6 комнат, в которых кроме того располагается обширная кухня, душевая, пара туалетов, немаленькая прихожая, а если повезет, как, например, мне, то еще и просторная гостинка с диванами, креслами, телеком и замечательным видом из окна.
    На данный момент подобная жизнь меня полностью устраивает, хотя знаю, что старшие товарищи на 4–5 курсах стараются уже снять себе какое–то, пусть небольшое, но более спокойное жилье. Как вы сами понимаете, студгородок особой тишиной или соблюдением личного пространства не страдает. Хотя при этом, даже выходя за рамки адекватного веселья, немцы все равно остаются какими–то позитивными, лишенными излишней агрессии, которая иногда нам присуща.  
    Учитывая, что все трачу на учебу, уже после первого курса я поняла, что нужно где–то подрабатывать, и это оказалось на удивление легко. Кроме работы онлайн переводчика время от времени получаю заказы в IT–сфере. В общем, хватает и за общежитие заплатить, и погулять, и с голоду не помереть.
    — Довольна ли ты своим выбором?
    — Конечно же. Преимущества студента ЕС ведь не ограничиваются высочайшим уровнем знания, которые предоставляет тот или иной ВУЗ. Это совершенно уникальная возможность познать Европу изнутри — ведь возможность путешествия по Евросоюзу у тебя имеется в полном объеме. Кроме того, обучаясь там, я понимаю, к чему именно нужно стремиться Украине, к чему расти и чего добиваться. И это, конечно же, радует.
    Европа ближе, чем нам кажется, и на самом деле отношение жителей еврозоны к украинцам более чем уважительно. Посему думайте, принимайте решения, развивайте страну, и возможно, через несколько лет, когда мы наконец–то станем полноправными членами ЕС, а я в это верю, уже к нам будут приезжать иностранные студенты, и так же с уважением и трепетом рассказывать о наших ВУЗах.

    Александр Летов

    Инфографика: Марианна Рига

    Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).

    Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю автора/редакції  [вставити назву редакції] та необов'язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.