Рэп Юлия Мейтуса, аншлаг «Шпилястиков» и неожиданные открытия кировоградского фестиваля

  • 11 лют. 2016 12:47
  • 1828
    • Новина Рэп Юлия Мейтуса, аншлаг «Шпилястиков» и неожиданные открытия кировоградского фестиваля Ранкове місто. Кропивницький

    Рэп Юлия Мейтуса, аншлаг «Шпилястиков» и неожиданные открытия ожидали тех, кто посетил фестиваль–конкурс украинской академической музыки «Классик–проект».

    29 января в Кировограде состоялся фестиваль–конкурс украинской академической музыки «Классик–проект», а также 7–й областной конкурс юных композиторов памяти Юлия Мейтуса. Председатель жюри — известный украинский композитор Анна Гаврилец. В конкурсе приняли участие 32 участника из 11 школ эстетического воспитания области. Ученики выступали в двух возрастных категориях и пяти номинациях: «Инструментальная музыка», «Вокально–инструментальная музыка», «Авторская музыка», «Вокальная музыка» и «Молодежная субкультура».

    Об итогах и впечатлениях от фестиваля рассказывает его организатор — директор Кировоградской музыкальной школы №2 имени Юлия Мейтуса Валентина Ревенко.

    — Изюминка нашего фестиваля — представлять кировоградскому творческому сообществу тех композиторов, которых еще не знают, — говорит Валентина Григорьевна. — Есть композиторы, чье творчество на слуху: можно раздобыть ноты их произведений, музыка звучит в концертах и доступна широкому кругу слушателей. А есть такие украинские авторы, как Левко Колодуб, Виктор Степурко, Анна Гаврилец — композиторы высочайшего класса, но, к сожалению, малоизвестные массовой публике. В разные годы мы приглашали таких деятелей украинской культуры для участия в нашем фестивале (как правило, они возглавляют жюри), и каждый раз это были открытия. Обидно и стыдно, что большая часть моих коллег–музыкантов плохо знакома с творчеством украинских авторов. Да, мы хорошо ознакомлены с творчеством Моцарта, Бетховена и других классиков, но своей музыки не знаем. Идея фестиваля, его название и формат возникли именно потому, чтобы восполнить эти упущения.

    В нынешнем году жюри фестиваля возглавляла Анна Гаврилец — современный музыкальный педагог, композитор, лауреат Шевченковской премии. Ее хоровые произведения исполняют известные коллективы: камерный хор «Киев» (руководитель Николай Гобдич), «Орея» (Житомирской филармонии) и другие. Анна Алексеевна привезла и подарила нам ноты своих произведений. Это музыка высшего пилотажа. А нам хочется объединить вокруг одной идеи воспитанников музыкальных школ, музучилища, консерватории и исполнителей, которые завоевали себе имя. У нас это, слава Богу, получилось. Нашу идею подхватили многие области, и успешно работают.

    — Кажется, это нача-лось еще с фестиваля «Провесінь».

    — Действительно, так. Этот фестиваль существует уже 21–й год. Первые встречи с профессурой, преподающей в столичных вузах, начались еще тогда. Поразительно, но они же школ в глаза не видели! А ведь дети — это самое главное! На них нужно опираться — от них идет отбор в музыкальные училища и академии. Если не будет детей — ничего не будет. И когда мы в состав конкурсной программы «Провесінь» включили детскую группу, ситуация коренным образом изменилась. Дети играют ярче, искренней, душевней и вызывают восхищение. Люди специально приезжают пораньше, чтобы побывать на заключительных детских концертах.

    — «Классик–проект» посвящен памяти выдающегося украинского композитора–елисаветградца Юлия Мейтуса. Что для Вас это означает?

    — Наша школа носит его имя, поэтому все, что связано с личностью Юлия Павловича — это наша тема и наша миссия. Сначала была комната–музей на Преображенской, когда школа располагалась там. Потом, когда мы переехали в новое здание на Евгения Маланюка, предыдущий директор школы Зарий Макиевский поставил работу на более высокий уровень. Но то, чего мы достигли сегодня, превзошло все ожидания. А любые идеи возможно воплотить только с командой. Если коллектив не хочет — он отторгнет любые начинания. К счастью, мои коллеги их поддерживают. Более того, к нам с радостью присоединяется Кировоградское музыкальное училище, и они не смотрят, что я — организатор, они благодарны, что студенты могут выступить в таких концертах, показаться сидящему в зале профессору. Конечно, чтобы дойти до этого, потребовалось время и немало усилий.

    — Во время проведения фестиваля–конкурса в Кировограде объявили карантин. Это как–то сказалось на творческом процессе?

    — Мы пережили шок, но потом быстро сориентировались и перевели конкурс юных композиторов в несколько другой формат. Поскольку ноты произведений всех 32 участников были готовы, не хватало только визуальной картинки — их исполнения. Мы думали, что проведем озвучивание конкурсных произведений с помощью студентов музыкального училища. Преподаватель Марина Долгих тут же откликнулась на нашу идею. Восхищает ее трудолюбие, энтузиазм и желание показать как можно больше талантливых ребят нашего города. Но потом у нас с замдиректора школы №2 Виктории Шелабоковат возникла новая идея: а почему бы не предложить записать самим детям их творения? У каждого есть планшет, веб–камера или просто видеокамера на телефоне. Воплотили задуманное буквально за сутки. Решение приняли в среду, а уже на вечер четверга все произведения были записаны. Это записи не очень высокого качества, но они дают жюри представление об авторе и его творении. А позднее Марина Долгих открыла на своей странице в Фейсбук видеопроект «Креативна юнь». Каждый может зайти в соцсети, увидеть и услышать юных композиторов Кировограда. Так что конкурс состоялся.

    — Председатель жюри Анна Гаврилец тоже оценила ваше ноу–хау?

    — Это не наше изобретение, подобная практика существует в мире. Наших детей должны видеть и слышать. Но Анна Алексеевна была восхищена тем, какие сильные у нас дети. Она призналась, что открыла для себя Кировоградщину — творческую, талантливую и перспективную. Более того, она сейчас ведет переговоры с Национальным союзом композиторов о том, чтобы включить в фестивальную афишу мероприятий ко Дню Киева лучших кировоградских авторов. Хочу сообщить еще одну радостную весть: вечер «Музыкальные премьеры года» в столице открывала наша воспитанница Дарья Довгая, которая написала произведение для симфонического оркестра «Хортиця». Эта девочка была лауреатом трех подряд наших конкурсов, а теперь ее таланту рукоплещет киевская публика!

    — На фоне унылой реальности результаты вашей работы действительно кажутся островком света.

    — Вы знаете, успехи наших воспитанников окрыляют. Еще более приятно, когда их могут оценить другие. Недавно участникам фестиваля прислал видеообращение из Канады музыкальный деятель и продюсер Марко Стех, который готовит на телевидении материалы об украинской истории культуре. Он заинтересовался архивными материалами о Юлии Мейтусе, которые есть в нашем мемориальном музее, и на их основе подготовил фильм «Очима культури». Конечно, мы включили просмотр этого в фильма в фестивальную программу.

    — Но музыка Юлия Мейтуса довольно сложна для восприятия, особенно для неподготовленных слушателей.

    — Конечно, это произведения не для самодеятельности, они заставляют думать. Но именно на них растет элита, которая будет развивать украинскую музыкальную культуру в дальнейшем. Кстати, вы знаете, что в 20–х годах прошлого столетия Юлий Мейтус написал то, что сегодня известно в молодежной среде как рэп? Как и другие произведения автора, он звучал в программе нашего фестиваля в исполнении студента Кировоградского музыкального училища. Еще интересный факт: в 1927 году композитор Юлий Мейтус специально для Клавдии Шульженко написал несколько новых произведений. Среди них — песня «На санках», ставшая популярной. К сожалению, нот этого произведения не осталось. Но Марина Долгих сделала реконструкцию на основе грамзаписей, а заведующая вокальным отделом музыкального училища Екатерина Третьякова ее исполнила. Прозвучали на фестивале также произведения Анны Гаврилец. Восхищенный руководитель камерного оркестра Наталья Хилобокова решила оставить эти творения в репертуаре своего коллектива. А кульминацией стало выступление на сцене Кировоградского музыкального училища известного украинского коллектива «Шпилясті кобзарі». Несмотря на карантин, «Шпилястики» выступали при полном зале и добавили драйва всем зрителям. Приятно, что нынешний фестиваль прошел при поддержке областной и городской власти. Не это ли является доказательством, что музыка объединяет?

    Людмила Макей