Беседы о танце с Анатолием Кривохижей (продолжение)

  • 27 лист. 2015 10:42
  • 1518
    • Новина Беседы о танце с Анатолием Кривохижей (продолжение) Ранкове місто. Кропивницький

    Первого декабря народному артисту Анатолию Кривохиже исполнится 90 лет. «Первая городская газета» продолжает цикл публикаций, посвященных выдающемуся земляку — руководителю заслуженного ансамбля танца Украины «Ятрань», который в 70–е годы прошлого столетия покорил мир.

     

     — Я задумываюсь над тем, что происходит в стране, меня это очень волнует, — говорит Анатолий Михайлович. — Хотелось бы дождаться, чтобы поскорее закончилась война и воцарился мир. Нужно говорить об этом во всеуслышание. Я не переношу, когда пишут: «Все хорошо, все прекрасно!» Ведь есть и проблемы, требующие немедленного решения. Об этом я написал в своей статье «О том, что могло быть».

    Анатолий Кривохижа передал текст статьи «Первой городской газете» с надеждой, что его прочитают и поймут читатели. В ней идет речь о встрече с американским хореографом украинского происхождения, руководителем ансамбля «Волошки» Тарасом Левицким, который посетил Кировоград в 2013 году.

    Снова, благодаря случаю, у меня состоялась встреча с Тарасом Левицким. Еще ребенком он видел ансамбль «Ятрань», когда мы, гастролируя в США, выступали с концертами в Филадельфии. Через тридцать лет, став уже известным художником, Тарас разыскал меня и приехал на встречу в Кировоград. Он помогал нам в создании первого в Украине и единственного в мире музея истории украинского хореографического искусства. Готовя задуманный проект, он летал в Москву на консультации с художественным руководителем театра русского народного искусства Владимиром Назаровым, который позже прибыл в Кировоград со своими советами. По проекту Тараса Левицкого планировалось сотрудничество нашего коллектива «Зоряне», которому была передана программа ансамбля «Ятрань», с американским ансамблем танца «Волошки». Были подготовлены два варианта программ с участием американского балетмейстера Марка Морриса, которые планировалось показать миру.

    На подготовительную работу было потрачено 350 тыс. долларов и еще 100 тыс. было выделено Украинской федерацией Америки в поддержку первых гастролей. «Зоряне» могли привозить с каждого выезда, как минимум, 50–60 тыс. долларов в бюджет области и что–то сэкономить и для себя. К сожалению, из–за амбиций руководства нашей филармонии проект сотрудничества с американской стороной был уничтожен. То, что произошло, невозможно объяснить законами логики нормального человека. Обращение Тараса Левицкого к тогдашнему руководству остались неуслышанными, поэтому имеем то, что имеем. Обо всем этом достаточно подробно в книге «История не использованных возможностей».

    К сожалению, об ансамбле «Ятрань» остались лишь воспоминания, запечатленные еще в одной статье Анатолия Кривохижи — «О том, чего уже нет и может не быть».

    Восстановить ансамбль «Ятрань» невозможно, как невозможно воскресить тех, кто десятками лет создавал условия для работы коллектива. Уничтожена база коллектива, а это наша школа и все то, что собиралось годами: дорогие музыкальные инструменты, костюмы и зал, который был построен для коллектива, когда ему было присвоено звание заслуженного ансамбля танца Украины. Сейчас его переделали под спортивный зал соседней школы. Это были исполнители, которые служили образцом для молодежи, своей жизнью творили историю нашего искусства. К сожалению, некоторых уже нет среди нас. Все, что осталось от прославленного ансамбля танца «Ятрань», хранится в нашем музее истории украинского хореографического искусства.

    Успех коллектива областной филармонии «Зоряне» с программой ансамбля «Ятрань» был недолгим, потому что с возвращением из Америки руководство в компенсацию упущенных возможностей стало наводить «порядок». Кто ушел сам, кого отправили на пенсию, а кого просто выжили. Из тех десяти пар, которые готовились в Америке, осталось четыре. Программа, которую никто не повторил и считавшейся лучшей по сравнению с ведущими коллективами мира, каждый раз переделывается под имеющийся количественный состав коллектива. Те, кто уехал на заработки за границу, стали примером для выживания тем, кто еще держится в коллективе. Потеряв веру в какую–то перспективу, люди остановились в творческом движении, а с этим теряется и творческая инерция, поэтому восстанавливать движение в таких случаях будет гораздо труднее. Спасать программу некому и не с кем. На мой вопрос к Тарасу Левицкому «Возможно ли возвращение к его проекту?» он ответил, что с людьми, которые потеряли доверие, у них не принято восстанавливать хорошие отношения.

    Корифеи театра оставили национальную классику — свои представления, которыми пользуются и сегодня. Ансамбль «Ятрань» оставил уникальную программу театра «Зоряне», которая и сейчас прекрасно воспринималась в США, несмотря на то, что «Зоряне» ни количественно, ни по качеству не достигли уровня оригинала. Что будет дальше? Что останется после «Зорян»? Будущее коллектива выглядит очень печально, поэтому я не хотел бы брать на себя ответственность пророка в этой безысходности.

    А.К.

    Вместо послесловия

    — Недавно я прослушал выступление известного кинорежиссера Андрея Кончаловского, притчу о шести евреях, которые  перевернули мир, — говорит Анатолій Кривохижа. — Каждый из них провозглашал свой постулат, который опровергали последователи. Первым пришёл Моисей и сказал, указав пальцем на небо — «Всё оттуда!» Но тут подошёл Матвей и, показав на голову, ответил: «Всё отсюда!» «Нет, — сказал Иисус, положив руку на сердце. — Всё здесь!» Появился Маркс, и, погладив живот, молвил: «Нет, бытие определяет сознание! Оттуда!» «Заблуждаетесь, коллеги», — добавил Фрейд и, сунув руку в штаны, сказал: «Оттуда!» Улыбнувшись своей неподражаемой улыбкой и разведя руки, Эйнштейн резюмировал: «Господа! Всё относительно!»

    И правда, все в мире относительно! В том числе и мои сравнения и переживания, поданные в статье. Главное, что я не беру от других, а отдаю людям свои знания, опыт и любовь к танцу.

    Людмила Макей