В гринтуристы б я пошел – пусть меня научат!

  • 3 лип. 2015 13:40
  • 972
    • Новина В гринтуристы б я пошел – пусть меня научат! Ранкове місто. Кропивницький

    Выступавшие с докладами столичные гостьи из Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Татьяна Кальна-Дубинюк, Лилия Рыбак и Ольга Локутова развеивали большинство мифов и опасений, связанных с организацией и развитием этого направления. Аудитория, большинство которой составляли работники музеев и райгосадминистраций, весьма скупо выражали свои эмоции: нас послали – мы приехали. Истинных энтузиастов практически не было.

                                                                             Страницы истории и зарубежный опыт

    Пионерами «зелёного» туризма по праву считаются Франция и Швейцария – именно на их территории, в Альпах, на базе пастушьих домиков появились первые малые туристические комплексы – шале (сhalet). Во второй половине ХХ века распространение получила система «ночлег и завтрак» ( Bed&Breakfast) - главным образом в США и Великобритании. В современном мире лидером в  области сельского зелёного туризма являются США –  эта тема занимает третье место в общем рынке сферы услуг. В Западной Европе количество мест в отелях сельской местности практически сравнялось с количеством в отелях городов. Доход одного койко-места сравним с годичным доходом от одной коровы. Умеют же европейцы деньги считать!

    Каждая европейская страна (куда мы вроде как движемся) имеет свои особенности «зелёного» сельского туризма. Так, в Великобритании основу составляют архитектурные традиции, каждое поселение, а их около 1100, имеет собственные слоганы. Работой в данной отрасли заняты около 380 тысяч человек. Франция акцентирует внимание на гастрономию и национальный шарм. Её шале присущи повышенный комфорт с учётом этнографических особенностей каждой области, а также специальный сервис и инфраструктура для домашних питомцев приезжих гостей. Обязательным является завтрак из блюд национальной кухни – снова же, с учётом особенностей той или иной области. Италия предлагает мини – отели уровня 3 - 4*, с антикварной меблировкой (более 10 тысяч комплексов). Среди услуг наиболее популярны спортивные и костюмированные праздники, а также более 70 винных маршрутов. Испания делает ставку на традиции глубинки и натуральное питание, корриды и рыцарские турниры, принять участие в которых могут и гости. Лидером является Каталония. 15 тысяч поселений Австрии предлагают фермерское хозяйствование, где каждый может и корову подоить, и сено покосить, и многое другое. Аналогичные формы отдыха предлагает  и Германия. Реки и озёра являются особенностью Финляндии, где предлагаются домики без хозяев, широко распространена аренда катеров, лодок и внедорожников. Изюминкой Венгрии являются вина Токай и лошади, а также мастер - классы по приготовлению национальных блюд. Старинные замки и поместья – особенность Польши, занимающей 5-7 места в Европе по количеству туристов. Все страны Европы объединены  в ассоциацию EuroGites для постоянного обновления общей базы данных и координации в предоставлении тех или иных услуг. В частности, удешевляются трансконтинентальные авиаперелёты, стандартизуется уровень сервиса, производятся международные туристические обмены. Заметим, данная ассоциация работает именно в сфере зелёного и сельского туризма.

                                    Украинские реалии

    В Украине зелёный сельский туризм активно развивается только в последнее десятилетие. Увы, социально-экономическая ситуация страны благоприятствует популяризации данного вида активного отдыха лишь в Карпатах, Слобожанщине, Полесье и Подолье –регионах, где много незанятого населения и имеется частный жилой потенциал.

    Для потребностей рынка используется имеющееся частное жильё, с его постепенной модернизацией – либо собственными средствами, либо за счёт кредитов. В большинстве случаев предлагаются  от двух до четырёх минимально меблированных комнат для туристов - как правило, без туалета и душа, либо помещения, смежные с комнатами хозяев. При соблюдении должного санитарного уровня  это можно считать приемлемым лишь на начальном этапе.

    В данном случае туристические услуги в области сельского зелёного туризма не являются предпринимательской деятельностью, лицензирование и специальное образование  по специальности «гостиничное дело» для них не требуется. В случае же аренды «коллективного средства размещения» или использования наёмного труда лиц, не являющихся родственниками – регистрация предпринимателем обязательна, с регистрацией заключённых трудовых договоров с работниками. Есть, конечно, уйма юридических тонкостей, но это тема отдельного исследования.

    Кроме этого, организация сельского зелёного туризма в  Украине имеет ряд неблагоприятных условий. Это и достаточно большое недоверие местных жителей к чужакам, а значит, и к потенциальным туристам, и общая политико-экономическая нестабильность, и низкий уровень инфраструктуры: отсутствие водопровода и канализации, покрытия подворий, необходимых травяных площадей для отдыха детей или солнечных ванн, неудовлетворительное состояние питьевой воды. И, наконец, нетипичность архитектуры домов, лишённая сельских черт. Проще говоря – барокко, превращённое в баракко.

    Ко всему перечисленному из личных наблюдений могу добавить отсутствие общей культуры поведения местных жителей, суржик вместо чистого украинского языка, тотальное загрязнение территории как сёл, так и их окрестностей, разбитые дороги, и многое другое. Так что, опускать руки и продолжать «скиглить»?

    Увы, в отличие от зарубежных стран, наши энтузиасты полностью лишены государственной поддержки – всё делается на голом желании. Значительную роль в становлении и развитии сельского зелёного туризма играет общественная организация «Союз содействия развитию сельского зелёного туризма в Украине», созданная в 1996 году. Благодаря ей в правовое поле введён собственно термин «сельский зелёный туризм», принят ряд законодательных актов, издаётся журнал «Туризм сельский зелёный», ежегодно проводятся тематические выставки, а с 2009 года работает Школа сельского зелёного туризма. С 1997 года с помощью международных организаций реализовано порядка тридцати разнообразных проектов. Двадцать областных филиалов объединили уже почти тысячу собственников туристических усадеб.

    Основой деятельности являются Закон Украины «О туризме», принятый в 1998 году, и Закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве», принятый в 2003 году. Статья 4 первого закона выделяет понятие «сельский туризм» и «экологичный (зелёный) туризм». Второй закон предусматривает деятельность личного хозяйства без создания юридического лица, индивидуально или семьёй (родственниками) с целью производства, переработки и потребления сельхозпродукции, а также реализации её излишков, в том числе в сфере  сельского зелёного туризма. Таким образом, законный зелёный свет дан всем желающим.

    Однако в каждой бочке мёда есть известно что. Статья 5 Закона Украины «О туризме» сообщает о двух категорях лиц, имеющих право на работу в сфере туризма: физические лица-предприниматели, продающий свои туристические услуги, в том числе вне собственной усадьбы, для чего нужны специальное образование и лицензия, и физлица,не являющиеся предпринимателями. Они предоставляют услуги по временному размещению и питанию. Своеобразным рубежом является количество «койко-мест». Проще всего понять это водителям: до 9 мест, включая водителя – это легковушка или минивэн, свыше 9-ти – автобус. Различаются категории и критерии для получения соответствующих прав.

    Однако  во всех случаях, прежде чем решиться занять себя сельским зелёным туризмом, стоит провести своего рода разведку и самотестирование:

    -Насколько привлекательна ваша местность для туризма?

    -Какую «изюминку» предложите туристам лично вы?

    -Есть ли рядом интенсивное автодвижение или крупные промышленные объекты (однозначный минус)?

    -Имеются ли живописные ландшафты, типичные для данной местности жилые постройки? Житель города не хочет видеть город в миниатюре.

    -Насколько чиста окружающая местность – село и его окрестности? Свалки, стоки, мелиоративные каналы и озёра явно привлекательности не создадут.

    -Каков уровень общей инфраструктуры – почта, банк, телефонное покрытие, пункты торговли, места отдыха и развлечений? Качество путей сообщения также важно.

    -Насколько вы готовы к разнообразию предоставляемого сервиса в зависимости от сезона и погодных условий?

    -Как сильна ваша коммуникабельность, информированность об истории и культуре своего села, района, области, народных обрядах и традициях? Соблюдаются ли они лично вами, вашей семьёй, родственниками и соседями?

    -Уровень подготовленности вашей усадьбы к приёму гостей-туристов: ограда, хозяйственное и рекреационное подворье, ландшафт и озеленение усадьбы, подъездные пути, баня и летняя душевая, внешний вид и интерьер жилых помещений – как личных, так и гостевых?

    -Бытовое техническое оснащение, соблюдение чистоты, гигиены?

    -Готовность к соблюдению режимных норм (питание, услуги по отдыху) и к самоограничению личного времени?

    -Уровень кулинарного мастерства, спортивно-туристических навыков и оказания первой медпомощи в непредвиденных случаях?

    -Наличие автопаркинга и гаража (-ей) для безопасности автомашин Ваших гостей?

    Таким образом, не всё так просто. Однако возможность самосовершенствования, приведения в порядок своей усадьбы никто не отнимал. Ведь даже близким друзьям и родственникам гораздо приятнее посетить утопающую в цветах и зелени усадьбу, нежели полуразбитые дворы и сараи с блуждающим по территории домашним скотом – от коров до цыплят.

    Перспективы  зелёного сельского туризма Украины и мотивация к его развитию.

    Позитив сельского зелёного туризма в улучшении условий и качества  сельской жизни прежде всего в расширении сферы занятости населения, особенно женщин. К тому же это неплохой заработок при грамотной организации. Источником доходов являются не только сдача в наём жилых помещений, а и непосредственная реализация собственных сельхозпродуктов; приготовление пищи для гостей из выращенных своими руками продуктов; проката рыболовного и спортивного инвентаря; продажи ремесленных и других изделий; ознакомления с местными традициями и культурой; привлечения к участию в сельхозработах - например, на пасеке, сенокосе; организации развлечений (водных, конных, велосипедных и пеших прогулках, рыбалка, и так далее).

    Кроме того, это способствует возрождению, сохранению и развитию местных народных обычаев, промыслов, памяток социально-культурного наследия. Рассказывая об этом туристам, жители этих мест сами ощущают истинную ценность своей истории и культуры. Повышается культурно-образовательный уровень – расширяется круг друзей и знакомых, растёт уровень знаний/умений/навыков в ведении домашнего хозяйства, кулинарии, научных знаний в разных сферах.

    Приоритетами украинского сельского туризма являются гостеприимство местного населения, вкусная домашняя еда, народные ремёсла и конкурентные цены. Особенностью также является атмосфера сельской семейной жизни – пусть и с виду простая и старомодная. Согласитесь, приятно видеть украшенные предметами ручной работы комнаты, в которых иногда имеются и старинные домашние помощники.

    В зависимости от условий и возможностей вполне реализуемы минимум три варианта:1. Развитие сельского туризма на базе домашнего хозяйства путём создания комфорта для 9 койко-мест при наличии потенциальной привлекательности и необходимых ресурсов; 2. Строительство частных агротуристических объектов в форме стилизованных хуторов или культурно-этнографических центров; 3. Создание комплексов на базе сельскохозяйственных тематических парков и центров с целью популяризации новых технологий, альтернативных источников энергии, проведения фестивалей, конкурсов и научных конференций. Однако этот вариант пока лишь в проекте.

    Организаторы  встречи и столичные гостьи  предложили свои консультационные услуги – как дистанционные, так и личные. Университетом биоресурсов и природопользования издаются тематические пособия, достаточно много информации в упомянутом выше журнале. В свою очередь, селяне надеются на расширение возможностей в результате децентрализации и иного реформаторства, а мы, туристы - журналисты  - на возможность повествования о красивых и интересных местах родной Кировоградщины.

     

    Максим Гуцалюк, специально для «Первой городской»