Кировоградский джаз: история одного музыканта.

  • 29 квіт. 2015 16:00
  • 2207
    • Новина Кировоградский джаз: история одного музыканта. Ранкове місто. Кропивницький

    Понять эту музыку может не каждый, слушать только некоторые, а играть, наверное, только избранные. 30 апреля – международный день джаза, музыки, которую просто так играть невозможно.

    В Кировограде живет музыкант, который джаз и блюз любит, наверное, больше чем что-то материальное. Путь его был не так прост, как у многих. Наверное, именно преграды дали ему ту чувствительность и ранимость, которая присуща множеству блюзово-джазовых музыкантов.

    Егор Щеголев (на фото) – замечательный гитарист, перспективный саксофонист, которого знают все в музыкальных кругах Кировограда.

    - Егор, когда тывпервые заинтересовался музыкой и кто тебе в этом помог?

    - Это было в 15 лет. У моего друга была гитара. Тогда мы были ярыми поклонниками Виктора Цоя, поэтому играли его песни и пытались петь. Через неделю мне купили мою первую акустическую гитару. От радости я прыгал как молодая коза. Была также у меня книжка с аккордами, и я учил их с утра до вечера. Как я позже понял и сейчас советую всем – очень важно для гитариста играть и петь одновременно, даже если нет голоса, просто для себя. Это развивает чувство ритма и очень много плюсов дает.

    Потом я устроился трудиться на цементный склад Брайченка на работу грузчиком. Шел специально, чтобы купить электрогитару. Не помню, сколько работал, но в итоге купил ее, не особо дорогую, но на то время мне она была лучше любой другой.

    - Ты сам учился или был учитель, с которым ты занимался?

    - Сам я занимался, но одному постигнуть все тонкости, практически не реально. Первым моим учителем был Андрей Стеценко. Именно благодаря ему я влюбился в гитару. Я был шокирован, когда увидел, как он играет на гитаре «Полет шмеля». Я бегал за ним по пятам, он вечно был занят. Первое соло, которое я сочинил, принес ему и показал, он обозвал кучей звуков, гаммой. Только теперь я его понимаю, а тогда даже не задумывался, что через музыку можно говорить.

    Позже меня учил Анатолий Дон. Это тот человек, который учил всех гитаристов в Кировограде. Он замечательный методист и дал мне очень много в техническом плане.

     

    - Когда же в твою жизнь пришел джаз и блюз, ведь это музыка не для всех?

    - Джаз – это очень сложная музыка. Играть ее просто так, не понимая, что делаешь, невозможно. Можно просто повторять партии, которые уже написали до тебя. Настоящий джаз – это полная импровизация.

    Как раз когда я учился у Дона я начал интересоваться джазом. Слегка с опаской, я не понимал этой музыки, но мне нравилось звучание гитары, она разговаривала со мной.

    Тогда я начал играть с группой «440 герц», мой первый серозный коллектив. Правда, играли мы рок, с джазом в Кировограде проблема и по сей день.

     

    - Я знаю, что ты поступал  в училище им. Глиера и это поступление далось тебе немалой ценой…

    - Анатолий Дон готовил меня  к поступлению в Киевское высшее музыкальное училище им. Глиера. Позже, я все-таки поступил, но остаться учиться не мог, поскольку именно тогда заканчивал Летную академию, а платить за учебу в Глиера не мог из-за отсутствия денег. Мне документы отдавать не хотели. Говорили, что очень перспективный гитарист. Обещали на следующий год взять без экзаменов сразу в институт, если я только приеду.

    - С какими именно проблемами ты столкнулся?

    - За месяц до госов в Летной академии я почувствовал, что у меня зажимается рука, вроде клинит что-то внутри и время от времени не двигается. Я целый месяц не играл, боялся. Как раз после экзаменов я должен был ехать поступать в Глиера. Сначала отказался от идеи поступления. Боялся, что руку заклинит на экзамене, но потом рискнул. За три недели восстановил технику и поехал поступать. В то время рука не беспокоила вообще.

    По приезду в Кировоград стал играть опять и со временем понял, что чувство парализующие движения в руках вернулось. На 2 года я бросил играть, и вел не совсем «правильный образ жизни».

     

    - Что ты делал все это время?

    - Из нормального времяпровождения – читал книги, осознавал блюз и джаз как слушатель. Играл очень немного то одной рукой, то другой – поддерживал форму. Как раз тогда я задумался о саксофоне. Послушал песню StevieRayVaughan «TinPinAlley» – она изменила мою жизнь, влюбила в саксофон и толкнула к действиям.

    Я был не уверен в своих силах, бегал хуже девочки, и думал, что для игры на саксофоне нужно иметь хорошие легкие. Но мой друг Леша, который учился в Глиера, сказал, что есть методики даже для астматиков. Эта фраза заставила меня взять себя в руки и начать заниматься. Еще один мой друг Виктор дал мне свой старый саксофон, и я начал учиться играть на нем, а позже купил себе свой.

    - Какими были твои первые звуки, взятые на саксофоне?

    - Это было ужасно, дыхания не хватало, ровный звук не получался, все было рывками – хотелось разбить инструмент. Но Леша показал мне пару приемов и я начал заниматься. Пошел учиться к Анатолию Рендакову, который очень многое мне объяснил. Он учил меня играть джаз. В этот момент я осознал – если человек научится играть джаз, он сможет играть любую музыку.

    - Что ты можешь посоветовать музыкантам, и не только начинающим?

    - Очень полезно играть на нескольких инструментах. Мне, например, гитара помогает понимать саксофон и наоборот. Плохой музыкант – это тот, кто играет только ради денег. С музыкой так нельзя, это не чебуреки на вокзале. Нужно правильно хотеть, правильно формировать свои мысли и посылать правильные эмоции другим.

     

    Егор ездил в Харьков, чтобы лечить руки. Ему запретили алкоголь, табак, назначили лечение и правильное питание. До поездки Егор любил выпить с друзьями пива, курил две пачки сигарет в день, но когда ему запретили – он бросил, только изредка в какой-то праздник, выпивая не больше бутылки пива. Сейчас у него сравнительно все хорошо, но если не следить за собой, то могут возникнуть плачевные последствия.

    Этот кировоградский парень – яркий пример человеческого стремления и силы воли к занятию любимым делом.

    «Нельзя зацикливаться на «не получается», «не могу», «не знаю». Чтобы получилось, нужно больше играть. Чтобы узнать – нужно просто заинтересоваться», – Егор Щеголев.

    Ирина Коцюбенко