Лилия Гриневич: «Задание политиков – грамотно распорядиться народным кредитом доверия и наконец-то начать реформы»

  • 22 жовт. 2014 17:30
  • 1739
    • Новина Лилия Гриневич: «Задание политиков – грамотно распорядиться народным кредитом доверия и наконец-то начать реформы» Ранкове місто. Кропивницький

    Революция Достоинства засвидетельствовала, что украинцы готовы к изменениям. И первоочередное задание политиков – грамотно распорядиться народным кредитом доверия и наконец-то начать реформы.

    15 октября с рабочим визитом Кировоград посетила Председатель Комитета ВРУ по вопросам науки и образования, народный депутат Украины – Лилия Гриневич - №8 в списке партии «Народный фронт».  Она рассказала о ныне действующих и будущих реформах сферы образования, которые так необходимы стране.

    Закон «О высшем образовании»: к чему готовиться?

    Принятый в начале сентябре этого года Закон «О высшем образовании» всколыхнул страну. Преподаватели, студенты, выпускники колледжей, техникумов и школ слегка напуганы изменениями в старой, но уже привычной системе.

    «Новопринятый Закон направлен на повышение качества высшего образования через увеличение автономии университетов. Естественно, увеличение автономии обязует к увеличению ответственности за результат. Как показывает практика, не все учебные заведения готовы к изменениям. Мало того, у каждого из них свое видение автономии, прав и обязанностей, которая она гарантирует», – комментирует нынешнюю ситуацию Лилия Гриневич. – И это не последние трудности, что ожидают людей, которые так или иначе причастны к системе образования. Ведь менять нужно всю систему, а не отдельные ее секторы.  В следующем парламенте мы планируем разрабатывать и внедрять новый базовый Закон «Об образовании».

    Меньше нагрузки – больше исследовательской работы

    В большинстве европейских стран нагрузка на одного преподавателя составляет 450 часов на семестр. При этом уровень зарплат значительно выше, чем в их украинских коллег. Получается так, что украинский преподаватель имеет самую большую нагрузку и самую низкую оплату труда в Европе. Закон  «О высшем образовании» позволит максимально снизить нагрузку преподавателя с 900 до 600 часов, при этом оставить тот же уровень заработной платы.

    «Такое изменение в структуре высшего образования позволит освободить время преподавателя для научной исследовательской работы. То есть, у преподавателя теперь будет меньше часов на работу со студентами и больше времени на исследование науки. Студенты же будут вынуждены больше времени уделять самостоятельной работе. Но в современном информационном мире особой проблемы в доступе к информации нет. На этом базируется вся европейская система образования», – прокомментировала Закон «О высшем образовании» Лилия Гриневич

    Независимое тестирование = экзамены в школе?

    Когда вводили внешнее независимое тестирование (ВНО), то предполагалось, что сдавать экзамены в школе не будет необходимости. Но такая практика действовала только в 2008 году. Потом начали сдавать тестирование только для поступления в высшие учебные заведения, а школьные экзамены – для аттестата. В этом году Министерство образования и науки Украины (МОНУ) решило в целях эксперимента соединить ВНО и экзамен по украинскому языку, предоставив на выбор выпускникам разноуровневые тесты.

    «Сдавать экзамен по украинскому языку выпускники 2015 года будут не в школе, а на ВНО. Тесты этого года имеют два уровня сложности. Первый уровень – базисный, только украинский язык. Этот уровень предназначен для тех, кто не собирается поступать в высшие учебные заведения. Он должен засвидетельствовать только факт, усвоил ли ребенок минимум школьной программы. То есть, сдал или не сдал ребенок экзамен. Те выпускники, которые планируют поступать в институты или университеты, обязаны писать первый и второй уровень. Для тех, кому не удастся сдать ВНО, будут писать экзамены в школе», - объяснила кировоградцам особенности нового Закона Лилия Гриневич.

    Также, по словам ныне действующего нардепа, в этом году университеты сами будут определять проходной бал для своих будущих студентов. Он будет колебаться от 100 до 200.

    Как будут принимать в университет выпускников колледжей и техникумов?

    Закон «О высшем образовании» отнес младшего специалиста к профобразованию (выпускники колледжей и техникумов приравниваются к выпускникам профтехучилищ). То есть, теперь выпускники этих учебных заведений не смогут поступать в университеты по сокращенной программе – сразу на 2 или 3 курс.

    «Высшее образование приобретается исключительно на базе школы и результатов ВНО. Закон «О высшем образовании» предупреждает, что дипломы колледжей и техникумов приравниваются к дипломам профтехучилищ, но только с 2016 года.  То есть, те, кто получит дипломы этих учебных заведений до этого времени, еще будут поступать по старым законам», – прокомментировала еще один из пунктов «О высшем образовании» Лилия Михайловна.

    Грядут большие изменения в системе образования

    По словам Председателя Комитета ВРУ по вопросам науки и образования, с начала 2000 года количество детей в школах Украины уменьшилось на 39 %, количество школ – на 12%, а количество учителей – на 11%. В результате соотношение учитель-ученик в нашей стране очень низкое. Особенно, если сравнивать  с европейскими странами. Как утверждает Лилия Гриневич, без реформы системы образования, повысить уровень заработной платы украинским учителям вряд ли удастся.

    «Нужно коренным образом менять систему образования в Украине, ориентируясь на лучший опыт европейских стран. В Европе на одного учителя припадает в среднем 14 учеников. У нас это количество значительно ниже. Для того, чтобы мы приблизились к европейским стандартам образования, нужно будет реформировать систему школы.

    Например, Польша уже пережила реформу системы образования. Правда, для этого им пришлось уволить 6 000 учителей. Но реформа прошла относительно спокойно и безболезненно. Когда поляки уволили учителей, они предоставили им соответствующий социальный пакет, помощь в трудоустройстве и создании собственного бизнеса.

    Следующий этап в реформе образования - разработка законопроекта «Об образовании», уверена Гриневич. Он коснется дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования. «Независимость нужно защищать не только на восточном фронте, она должна твориться в стенах классов, где формируется критическое мышление юных Украинцев – нашего  будущего», - уверена кандидат в народные депутаты от «НАРОДНОГО ФРОНТА». И принятия закона «Об образовании», как и многих других законов, внедрение новых реформ возможно лишь при условии избрания демократического парламента и современного премьер-министра. Достойным главой правительства может быть только один политик - Арсений Яценюк. Лидер нашей политической силы Арсений Яценюк доказал, что может работать в кризисных условиях, а потому достойный и в дальнейшем вести правительство до перезагрузки страны. Ему удалось удержать экономику, не допустить дефолта, обеспечить финансирование армии в условиях войны, упростить разрешительную систему, разработать новый Налоговый кодекс. Арсений Яценюк - лидер, который не только говорит и обещает, но и подтверждает свои слова поступками. Ни одна другая политическая сила не имеет лидера, который мог бы в нынешних условиях возглавить правительство, обеспечить стабильность и провести реформы. Сейчас фактически выборы идут за премьер-министра. А кто еще кроме Яценюка имеет уникальный для страны управленческий опыт, который дает возможность эффективно управлять правительством ?! Кандидат в депутаты Политической партии «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» Лилия Гриневич отмечает: «Сегодня мы получили шанс пройти сложный путь к европейскому выбору, мы с вами идем домой - в Европу. Для нас важна свобода и достоинство человека. Нам сейчас надо думать рационально. Мы очень много пережили и завоевали, сотни людей погибли за этот выбор, мы не имеем права жить в осаде и лжи. Да, будет трудно! Все страны, которые сейчас процветают, прошли тот путь, которым мы сейчас идем. Мы - на пороге выбора. После всего пережитого относиться к нему надо ответственно. Следует задуматься: кто реально способен проводить реформы? Мы должны понимать, что эти выборы в парламент - выборы премьер-министра. Скажите, пожалуйста, в какой политической силе мы человека, который по своему опыту политической и управленческом, опыта общения с международными структурами может быть премьер-министром ?! На эту должность нужно выбрать специалиста-управленца, который заставит правительство работать и внедрять реформы. Мы сейчас как никогда должны быть прагматичны. Мы не имеем права потерять этот шанс завоеванного дорогой ценой. Я убеждена, что мы преодолеем этот путь - путь к европейским стандартам, мы будем дома - в Европе ».