Как выучить с ребенком уроки и не сойти с ума: советы психолога

  • 16 жовт. 2014 09:30
  • 4592
    • Новина Как выучить с ребенком уроки и не сойти с ума: советы психолога Ранкове місто. Кропивницький

    Выполнение домашнего задания частенько является камнем преткновения для…родителей. Именно для родителей, а не для их детей. Дети же довольно спокойно относятся к невыученным урокам. Поэтому вам неоднократно придется напоминать о домашнем задании, ибо маленькие школьники склонны вообще забывать об этой «повинности», мотивировать детей выполнять задания, объясняя пользу и важность своевременно приготовленных уроков.

    Ведь пока дети ходят в начальные классы, они только учатся учиться. Задача же родителей – помочь. Как помочь ребенку в учебе и при этом не сойти с ума, рассказывает директор центра психологии «Альта» - Татьяна Тимофеева.

    - Ребенок пришел со школы, переоделся, покушал. Когда ему садиться за уроки?

    - Дети в младших классах сильно устают от занятий, поэтому нужно дать им время для отдыха, как минимум 1,5 – 2 часа. Некоторые дети в это время играют, смотрят мультики, а некоторые ложатся спать. И это вполне нормально. Уже после отдыха можно садиться за уроки.

    -  С чего начинать выполнение домашнего задания?

    - После того, как родители вместе с ребенком проговорили  домашнее задание, нужно приступать к его выполнению. В первом классе домашнее задание ребенку лучше делать в присутствии взрослого. То есть, родители должны просто быть рядом для поддержки.  Помните: каждые 15-30 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв.

     - Какая роль взрослого около ребенка, который учит уроки?

    - Для родителей период, когда ребенок пошел в школу – это «второй раз в первый класс». Во время учения уроков родитель должен учиться вместе с первоклассником, быть ему наставником, а не учителем. Учительница объяснила материал в школе. Дома нужно увеличивать авторитет педагога и научиться пользоваться полученными знаниями. Например, спрашивать, «А как вам объясняла учительница?», «Слушай внимательней, что тебе говорят на уроке».

    Дома же родитель – это друг, который знает и умеет немного больше, чем ребенок. Он вместе с ребенком складывает слоги, читает, делает арифметику, рисует. Родитель-наставник живет за принципом: «Делай, как я». Например, ребенок учится читать. И у него никак не получается превратить буквы в слоги или слоги в слова. Родитель для примера может начать слаживать слоги, читать по слогам. Или же наоборот, красиво прочесть текст. Мол, смотри, как нужно, будешь учиться, сможешь читать так же.

    - Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания в зависимости от возраста ученика?

    - Для первоклассника будет лучше, если кто-то из старших будет находиться около него. Ему просто необходима помощь и поддержка. Родителям-помощникам не нужно выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.

    Где-то во 2 классе нужно потихоньку приучать ребенка к самостоятельности, доверять ему часть работы. Причем выбирать нужно то, с чем ребенок точно справится.

    В 3-4 классе дите уже может без посторонней помощи и поддержки делать уроки. Но лучше, когда кто-то из близких находится неподалеку, например, в соседней комнате. Малыш должен знать, что к нему придут на помощь, если понадобится.

    Обычно в 5-ом классе, школьник делает уроки самостоятельно. Для работающих мам и пап – это праздник. Но вечером все-таки лучше проверить уроки, и объяснить ребенку то, что осталось непонятным.

    -Что делать, если ребенок приходит с подготовительной группы или школы и не хочет садиться за уроки, придумывая кучу причин, халтурит, некачественно выполняет работу?

    - Нужно помнить, что все дети – манипуляторы. Они ленятся и не любят учиться, если не показать им насколько это классно. Поэтому, во-первых, донесите ребенку месидж – учиться это здорово. Сделать это можно с помощью позитивных примеров, мотивационных фильмов и мультфильмов, реальных историй из жизни.

    Во-вторых, покажите реальную пользу от знаний. У ребенка должна быть мотивация. Например: «Ты сейчас выполнишь домашнее задание, и мы пойдем гулять» или «Закончишь успешно год – поедем на море, в летний лагерь и т.п.». Одним словом, ребенок должен понимать, какую реальную пользу принесет учеба. 

    Также нужно учитывать темперамент ребенка. Бывает, что ребенок не увиливает от работы, а просто не в состоянии ее качественно выполнять. В моей  психологической практике был случай, когда ребенок спал на уроках и ни педагоги, ни родители не могли найти тому объяснение. А все дело в том, что мама приходила с работы вечером и, естественно, за уроки они садились тоже вечером. Ребенок же – флегматик по типу темперамента. Мало того, что он очень медленно выполняет задания, так еще и вечерние занятия ему не подходили. Мы нашли другой выход – учить уроки утром. После того, как они с мамой начали учить уроки утром (для этого им приходилось просыпаться в 5 утра), у ребенка повысилась успеваемость и он перестал спать на уроках.

    Для флегматика – главное отдых. Только когда ребенок полностью отдохнет, тогда уже можно приступать к урокам.

    Для холерика важно максимальное переключение. Каждые 15 минут нужно делать перерывы, менять вид деятельности. Флегматику такое не подходит – он очень долго переключается.

    С сангвиниками обычно проблем не возникает. Они все быстро делают, быстро воспринимают информацию. Единственное, что нужно сангвинику – это контроль. До конца школы ребенка с данным типом темперамента желательно ненавязчиво контролировать. Потому что только взрослый пустит учебу на самотек – ребенок сразу займется своими делами и тем, что ему интересно, забросив другое, менее интересное.

    Меланхоликам же нужны впечатления. Даже уроки им нужно делать на волне вдохновения. И если поймать  волну не удается – нужно создать ее искусствено. Фильм,  рассказ, песня, мотивация прогулкой или конфетой – и быстренько за уроки.

    - Когда лучше учить уроки на понедельник: в пятницу или на выходных?

    - Однозначно, в пятницу. Выходные созданы для того, что ребенок отдыхал. Также и на каникулах. Не стоит учить уроки на каникулах или читать программные тексты. Это время, когда ребенок отдыхает, занимается хобби, развивает свои таланты, читает интересные книги, смотрит познавательные фильмы.

    - Каково ваше мнение относительно платы за оценки. Насколько эффективен такой метод борьбы за знания?

    - Ребенку желательно платить деньги не за оценки, а за повышение уровня знаний. То есть, если ребенок учится на 8-9 баллов, то платить за эти оценки не стоит. Но если ребенок, имея такой уровень, получил 10 или 12 баллов, то можно и материальное вознаграждение выделить. Так ребенок не просто зарабатывает деньги, а стремится быть успешным.

    Татьяна Колесник, «Первая городская газета», № 42