Музыка кировоградских улиц, или Классика для всех
В народе бытует мнение, что классическая музыка - только для больших концертных залов и именитых оркестров. А для простых смертных есть радио, попса и шансон в маршрутке.
Как бы не так. Студенты кировоградского музыкального училища решили спасти кировоградцев от эстетического голода, и вышли на улицы с виолончелью и скрипкой. Они играют то, что умеют, то, чего требует их молодая душа. И кировоградцы с удовольствие принимают такой музыкальный продукт. Ведь уличные гитаристы и баянисты – это, безусловно, очень хорошо, но вот скрипачи и виолончелисты – это ещё и ново.
Читайте похожий материал: Уличные музыканты на Дворцовой
Летом, почти каждый вечер на Дворцовой или возле гостиницы «Киев» студентки музучилища играют классическую музыку для кировоградцев. Так они делают свой мир лучше.
20-летняя Наталья Сифун и 15-летняя Мария Полячок оказались позитивными девчонками, которые, переборов себя, стереотипы и стеснения вышли на улицы города играть на виолончели и скрипке. И кировоградцы с радостью встретили такую инициативу. О том, как живётся и работается почти профессиональным уличным музыкантам «Первая городская газета» узнала из первых уст.
Наталья Сифун и Мария Полячок
- Девчонки, кто и что подтолкнуло вас выйти на улицу играть?
Маша: Деньги (смеётся).
Наташа: Не отрицаю, деньги это важно. Но это не единственное, что заставило взять виолончель и выйти играть на улице. Мне было просто интересно посмотреть на реакцию людей, проверить себя на выдержку и смелость. Ведь на улице выступать – это практически как на сцене, – или тебя парализовало, или ты смело и уверенно делаешь то, что любишь. Это был своеобразный эксперимент – слабо-не слабо, смогу-не смогу.
- И как эксперимент?
Наташа: Удался! Сначала людям было дико видеть на улице девочек со скрипкой и виолончелью, а потом привыкли. Теперь даже своя публика есть. Некоторые приходят на Дворцовую, чтобы насладиться нашей игрой. И это безумно приятно. Бывало, люди станут где-нибудь неподалеку и слушают.
Маша: А меня выгнал на улицу интерес. Я же ещё не слишком опытный музыкант, только на 1-ый курс поступила. Сначала было очень страшно играть. Руки трясутся, ноги тоже. Потом немножко легче, поняла, что нет смысла бояться, и всё пошло как по маслу.
- А тебе, Наташа, не было страшно?
Наташа: Ну, может быть немножко, первые 15 тактов. А потом как-то забылась, отдалась музыке и никаких проблем. Правда, волнение возвращалось, когда темп музыки возрастал. Но сейчас уже с этим проблем нет.
- С эстетически-мотивационным вопросом разобрались. А вот материальная сторона – во сколько кировоградцы ценят классическую музыку?
Маша: О, кировоградцы очень щедрые по отношению к молодым музыкантам и классической музыке. Иногда и по 100 грн. дают. А это красноречивый аргумент.
Бывает, что за вечер зарабатываем по 300 грн. за 3-4 часа игры, а бывает и по 100. Раз на раз не приходится. Но всё равно приятно, что люди неравнодушны к нашей игре.
- Какой же репертуар так вдохновляет наших горожан?
Наташа: Репертуар у нас разный. Мы играем и классическую, и современную музыку. Из классики – Баха, Моцарта, Вивальди, Дворжека, Шостаковича. Из более-менее современного репертуара – Beatles, гимн Украины. В общем, можем сыграть всё, что нас попросят. Главное, до «Мурки» не докатиться.
- Деньги – это просто приятный бонус или у вас на них какие-то планы?
Наташа: У меня очень непростые отношения с семьёй, я живу самостоятельно. И такой вот заработок помогает мне собирать на оплату за общежитие
Маша: А я собираю на новый чехол для скрипки. Мой уже очень старый и страшный, а скрипка новая. Ей просто необходим красивый новенький чехол (смеётся).
- Как ваши преподаватели и родители относятся к тому, что вы играете на улице?
Наташа: Только позитивно. Преподаватели нас поддерживают, говорят: «Молодцы, ребята», Продолжайте в том же духе».
- За 2-месячный период, что вы играете на кировоградских улицах, были случаи, которые зацепили вас за живое?
Наташа: Да, помню один. Однажды мы играли «Адажио» Томассо Альбинони. Очень грустное произведение. Подъехала к нам мама с малышом. Малыш сидел себе в коляске, что-то копошился, а потом повернулся. Смотрит на нас и слушает музыку. Но как-то не по-детски, а по-взрослому. И глаза такие грустные-грустные. Он до конца произведения так пристально смотрел на нас, как будто бы понимает и чувствует намного больше, чем мы можем себе представить. А мне так приятно стало, что музыка имеет такое влияние на людей. Значит, я не ошиблась с выбором профессии.
- Вот это вы молодцы! Игра на улице – это единственный ваш заработок?
Наташа: До недавнего времени был единственный. Но иногда уличные слушатели предлагают нам подработки. Так мы оказались музыкантами на свадьбе.
- И как прошло ваше первое заказное выступление на публике?
Наташа: Мы волновались сильно где-то первые 3 произведения. А потом расслабились и стало намного легче.
Маша: Ой, ну не знаю. Просто свадьба была изысканная, люди интеллигентные – не шумели, не плясали, не пили. Я сначала не могла понять, как себя вести правильно, нравится ли им наше выступление. А потом раззнакомились, немного пообщались и стало проще играть.
- Тяжело было готовиться к первому заказному выступлению?
Маша: Мы подготовили 15 композиций за пару дней. Не скажу, что было легко, но мы справились.
- Девчонки, всё это безумно интересно, но как так получилось, что вы связали свою жизнь с музыкой? Ведь искусство – не всегда самая прибыльная профессия.
Наташа: У меня вся семья – музыканты. Бабушка преподаватель в музыкальной школе, покойный дедушка был очень известным хормейстером, мама и тётя окончили музыкальное училище по классу фортепиано. Поэтому с музыкой я давно на «ты». Правда, заниматься ею профессионально захотела поздно, в 13 лет. И вдохновил меня на это фильм «Все утра мира». Именно там я узнала о виолончели и заинтересовалась этим инструментом.
Маша: У меня тоже в семье все музыканты – мама, папа, тётя, Но, к сожалению, все они теоретики. Играют только на фортепиано (все музыканты умеют играть на фортепиано). Моя же страсть – скрипка.
- О чем вы мечтаете?
Наташа: Я мечтаю о киевской консерватории. Хочу выступать на большой сцене, в составе хорошего оркестра. И для этого я готова очень много работать.
Маша: Я также мечтаю о большой сцене и о дальнейшей учёбе в консерватории. Без скрипки в жизни – я буду не я.
Татьяна Колесник, «Первая городская газета», №34