Кировоградские политологи о ситуации в стране и Кировограде

  • 5 лют. 2014 09:21
  • 2415
    • Новина Кировоградские политологи о ситуации в стране и Кировограде Ранкове місто. Кропивницький

     

    В период, когда вся Украина находится в состоянии острого противостояния, кировоградцы не молчат. Некоторые из нас уже выбрали свою сторону и готовы ее защищать не только словами. А некоторые до сих пор до конца не разобрались в ситуации. Но взгляд со стороны нужен всем.  Как относятся к ситуации в стране, что можно ожидать от сложившейся ситуации, и как это отобразится на Кировограде «Первой городской» рассказали кировоградские политологи.

    Руслан Стадниченко – политолог, кандидат политических наук, доцент

    «Это искусственная 2-Д технология – двумерный мир, в котором у человека на самом деле не остается пространства для собственного мнения»

     

    Моя позиция не совпадает с теми измерениями, которые пытаются навязать обществу большинство СМИ, – монополизировать право гражданского выбора: вы или за Януковича, или за Майдан. Это искусственная 2-Д технология – двумерный мир, в котором у человека на самом деле не остается пространства для собственного мнения. Если вы попали сюда – он вас поглощает. И вместо логики, рассудительности, благоразумия остаются только эмоции. Вы или по ту сторону баррикад, или – по эту. Украинская элита с 1991 года использовала эту технологию в разных форматах. Если не учитывать второй период правления Леонида Кучмы. Именно тогда было сделано многое, чтобы в Украине возник средний класс, который составляет основу западного общества. Но, тем не менее, как ни парадоксально – у Кучмы тогда только рос антирейтинг. В этом вся суть украинского общества – эмоции преобладают над здравым смыслом. Это историческая природа нашего народа – мы долго терпим, а потом начинаем все разрушать – и хорошее, и плохое. Если хотите, это своеобразная славянская вендетта.

    Я не поддерживаю ни экстремистов, которые бросают бутылки с горючей смесью, ни беркутовцев, которые били беззащитных детей. Эти действия подталкивают общество к гражданскому конфликту.

    Следует открыто сказать, есть часть общества, которая не разделяет позицию раскола – позицию ультразападной псевдодемократии или исконно русского авторитаризма. То есть мы поддерживаем проукраинскую ориентацию любой, законно избранной власти. Власти, как государства, которое защищает общенародные интересы. Ведь многие понимают, что нужны изменения, но они также понимают, что те изменения, которые предлагает оппозиция, ничем не отличаются от нынешнего режима. И если мы хотим в Европу, то нужна полная люстрация элиты. Сейчас же те люди, которые с 1991 по 2013-й год полноценно распоряжались страной, хотят всю ответственность за содеянное переложить на Януковича. Своего рода преподнести народу некую жертву, – человека, который за все отвечает – и дальше продолжать обогащаться. Это большая опасность. И это понимают люди, которые не поддерживают эти два полюса.

    Меня, например, часто упрекают то в провластных, то в майдановских симпатиях. Но на самом деле третья позиция исходит из логической, неэмоциональной категории. Гражданская война не выгодна ни обществу, ни государству, ни экономике, ни культуре. Но она частично выгодна «ястребам» в США и «украинским» олигархам, которые вывезли свой капитал заграницу.

    Сейчас в стране взрыв народного негодования. Но это не революция. Революция – это смена системы. Менять систему никто не собирается, просто хотят сменить руководящие персоналии. Как известно, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить эскалацию насилия и реализацию проекта «Ющенко и К №2». Потому, что такой расклад может вылиться в вооруженный гражданский конфликт. Чтобы этого избежать, нужно идти на компромисс. Мы видим, что власть под давлением общественности сделала свои шаги навстречу – закон об амнистии, отменила «недемократические» законы. Хотя называть их недемократическими – не совсем точно (если сравнить их с законами Великобритании или США, то можно обнаружить, что в этих странах наказания за массовые протесты с элементами вооруженных столкновений намного жестче). Очевидно, что власть сделала шаг навстречу, теперь очередь оппозиции и Майдана, не полностью этой оппозицией контролируемого.

    Перспективы ситуации тяжело расценивать. В сценарии несколько путей развития. Первый – радикальный, обострение обстановки, раскол и вооруженный конфликт. Второй – продолжительная осада власти и оппозиции – состояние непровозглашенной войны, падение экономики, давление Запада и России. Третий – мирный, освобождение облгосадминистраций и Майдана, выполнение действующей властью закона об амнистии. Также ко всему этому прилагаются возможные проекты, которые в состоянии изменить не людей в системе, а саму систему государственного строя. Власть воплощает этот проект в жизнь, оппозиция контролирует исполнение законов. Следует также сделать акцент, если теперешние уступки власти всего лишь прикрытие возможных зачисток – открытого противостояния Украине не избежать.

    Если говорить о региональном уровне, то кировоградское социально-политическое обострение утихнет параллельно со всеукраинским, возможно даже быстрее.

    Дмитрий Синченко, глава кировоградской академии политических наук

    «Наконец-то народ пробудился, созрел»

    Я очень позитивно отношусь к событиям в Украине. Наконец-то народ пробудился, созрел. Это свидетельствует о наличии сильного гражданского общества в нашей стране. Очень жаль, что погибли люди. Но прошлого уже не изменить. На данном этапе можно спрогнозировать, что при неврегулировании конфликта мирными способами, начнется гражданская война. И это вряд ли ограничится перестрелкой в центре Киева. На сторону повстанцев могут перейти часть вооруженных формирований государства. Россия и НАТО могут ввести свои миротворческие контингенты...

    Мне хочется верить, что ситуация в Украине будет иметь мирный исход. На Майдане уже разработаны планы по решению конфликта. При чём у власти, оппозиции и гражданского общества они разные.

    Власть думает, что может купить лидеров сопротивления, каковыми они считают парламентскую оппозицию. Если "лидеры" «поведутся», произойдет раскол Майдана. Та его часть, которая ориентируется на три оппозиционные партии, освободит все помещения и дороги. Тех, кто откажется "сдаваться" - разгонят (при молчаливом согласии "лидеров"). После того как всё успокоится, Янукович надеется тихонько "слить" оппозицию и вновь вернуть себе всю власть.

    Оппозиция надеется на возврат к Конституции 2004-го года. После этого создается коалиционное правительство, которое возглавляет оппозиция, внефракционные депутаты и часть переметнувшихся регионалов. Они проведут более-менее честные выборы президента уже в этом году и победят на них. Всего этого оппозиция надеется достичь в результате переговоров с президентом.

    Гражданское общество стремится к системным изменениям, которые не нужны ни власти, ни оппозиции. Общественные инициативы и организации Майдана требуют немедленной отставки Президента, Кабмина, парламента, создания Временного правительства (созданного на беспартийной основе), созыва Учредительного собрания, участники которого разработают новые правила игры – Конституцию. Она должна быть написана с нуля. Писать ее должны люди, которые в будущем не будут претендовать на управление страной. Так они смогут создать документ для народа, а не для кучки политиков. И уже по новым правилам должны будут состояться выборы всех ветвей власти.

    На сегодняшний день уступки власти – всего лишь фикция. Власть не выполнила требований протестующих и тянет время. Исходя из этого, стоит ожидать дальнейшей эскалации конфликта. Закон о «заложниках», который приняли - это не победа. Люди имеют право на восстание против неугодного ему правительства, поэтому всех заложников необходимо просто отпустить, а освобождать захваченные здания следует после исполнения других требований. Этим же законом власть еще больше провоцирует конфликт.  Не наказан ни один беркутовец, ни министр, не прекращены репрессии, не продолжен курс на евроинтеграцию... о чём мы можем говорить?

    Возможен еще один вариант развития событий: Януковича сдаст прагматическая часть регионалов, которой не выгоден гражданский конфликт. Тогда они вместе с оппозицией создадут большинство и проголосуют за конструктивный выход с этого кризиса.

    Кировоград поддерживает стремления Евромайдана, так как находится в "помаранчевой" зоне влияния и традиционно голосует за демократические силы. В 2004-м за нашу область велась главная борьба. Сегодня же градус противостояния значительно ниже, ведь "фронт борьбы с совком" сместился на юг и восток. Сегодня главная война идёт за Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Одессу. А мы тут сможем как-нибудь договориться.

    Владислав Гулевич, политический аналитик, эскперт по странам Центрально-Восточной Европы журнала «Международная жизнь»

    «Значительная часть протестующих борется за то, чего никогда им никто не обещал»

     

     

    События на Украине свидетельствуют о степени зависимости украинской политики от пожеланий западных стран. Не секрет, что протестное настроения подстегивается из-за рубежа, в т.ч. финансово. Украинская власть оказалась неспособной предотвратить массовое вмешательство Запада во внутренние дела государства. Известно, что еще в феврале 2012 г. германский Фонд Конрада Аденауэра и американский Международный республиканский институт (обе организации тесно связаны с правительствами своих стран) проводили встречу украинских оппозиционеров и совместно обсуждали будущее украинской оппозиции. Хронологически сразу после этой встречи В. Кличко и А. Яценюк сплотились с О. Тягнибоком, что на выходе дало радикализацию протестного движения. Относиться к этому положительно нет никаких оснований.

    Сейчас делать точный прогноз – дело неблагодарное. Но можно определенно сказать, что Евромайдан закончится разочарованием для его сторонников вне зависимости от того, кто возьмет верх – Президент или оппозиция. Значительная часть протестующих борется за то, чего никогда им никто не обещал. Соглашение об ассоциации с ЕС не предусматривает ни отмену виз, ни даже облегчение визового бремени. Люди верят в миф, а это бесплодно.

    Радикализация Евромайдана связана с теми уроками, которые население Украины извлекло после «оранжевой революции» 2004. Режиссеры Евромайдана поняли, что таких массовых демонстраций, как в 2004-м, уже не будет. И количество заменили «качеством»: сделали ставку на ультрарадикальные группировки, которые своей пассинарностью работали «за себя и за того парня». Фундамент власти решили пробивать радикальными лбами.

    Кировоградщина – центральный регион, где наблюдается идеологическая чересполосица, но антиправительственных выступлений не было, если не считать т.н. «народное вече» в составе меньше тысячи человек из более чем 900-тысячного населения региона. Кировоградщина остается стабильной, и высокого градуса радикализации протестные настроения здесь не примут.

     

    Татьяна Колесник