28 ноября - начало Рождественского поста

  • 27 лист. 2012 14:04
  • 2866
    • Новина 28 ноября - начало Рождественского поста Ранкове місто. Кропивницький

    Рождественский пост – один из четырех многодневных постов. Он начинается с 28 ноября, длится 40 дней и заканчивается в ночь с 6 на 7 января. Об истории его установления и особенностях «Первой  городской» рассказал священник Спасо-Преображенского собора Андрей Шиманович.

    - Говоря о древности данного церковного установления, необходимо отметить, что уже начиная с IV в., св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин Аврелий и св. Лев Великий свидетельствовали о существовавшей в их время традиции поститься перед Рождеством. Но на церковно-правовом уровне данная практика окончательно была закреплена только лишь в XII веке, на Константинопольском соборе 1166 г., состоявшемся при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Именно с этого момента весь православный мир начинает всеобщее и безусловное соблюдение Рождественского поста.

    Его смысл заключается в том, чтобы подготовить всех верующих не просто к определенному периоду пищевого воздержания, но к глубокому, осмысленному внутреннему переживанию того факта, что две тысячи лет назад Господь Бог стал одним из нас. «Бог явился во плоти», – писал некогда апостол Павел. Вдумайтесь в эти слова. Сам Всевышний, приняв на Себя все наши несовершенства и погрузившись во все тяготы нашей жизни, явил Себя миру в реальной исторической Личности – в Иисусе из Назарета, в Котором обитала «вся полнота Божества телесно». Разве может какое-либо событие из человеческой истории сравниться с этим беспрецедентным Событием? Конечно, нет. И именно в этом, и ни в чем другом, заключается подлинное величие Рождества Христова, и именно в добросовестной внутренней подготовке к этому празднику и заключается смысл Рождественского поста.

    Что можно, а что нельзя есть в этот пост?

    По сравнению, например, с Великим постом, Рождественский пост не является строгим. В данный период церковный устав запрещает рыбу, вино и елей (растительное масло) по понедельникам, средам и пятницам. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Согласно уставу, рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

    Но всем православным верующим важно помнить об одном принципиально важном моменте: пищевое воздержание не может и недолжно становиться самодостаточной целью, оно призвано быть лишь вспомогательным средством для достижения определенного расположения духа.

    Кому можно не поститься?

    Те, кто считают себя православными верующими, должны со всей искренностью приложить все свои усилия для воздержания от определенного рода пищи в период Рождественского поста. Однако мы должны также понимать, что степень этого воздержания и уровень строгости поста вполне могут варьироваться или в сторону

    небольшого послабления, или, наоборот, в сторону усиленной аскезы, в зависимости от целого ряда факторов: от степени воцерковленности человека и его опыта в деле соблюдения поста, от состояния его здоровья, степени физических нагрузок на работе, ритма жизни и т. д.

    Необходимо также учитывать, что тот устав, которым мы руководствуемся в современной церковной жизни, был составлен монахами и для монахов, и в связи с этим определенные послабления, на мой взгляд, не просто допустимы, но и необходимы. Поэтому для тех людей, кто по объективным причинам (а не просто по лени) не может поститься так, как предписывает устав, можно предложить, например, следующий вариант: человек может есть во время Рождественского поста рыбу, но должен отказаться от нее по средам, пятницам, и на период предпразднства (с 2 по 7 января). Однако все вопросы, связанные с послаблением поста, все-таки лучше заранее согласовать со священником и взять у него благословение на это послабление.

    Подвиг поста (Рождественского или любого другого) – это сугубо индивидуальное духовно-телесное делание, которое предпринимается в очерченных Церковью рамках, требует от человека личной ответственности, и которое направлено на борьбу со страстями, порабощающими человека. А то, насколько человек добросовестно провел пост, проверяется не столько буквой устава, сколько тщательным и искренним самоисследованием, которое у истинных христиан должно осуществляться пред нелицемерным судом собственной совести.

    Елена Несен, «Первая городская газета» №47