Кировоградский банкир представил свою коллекцию денег

  • 17 трав. 2012 10:22
  • 9138
    • Новина Кировоградский банкир представил свою коллекцию денег Ранкове місто. Кропивницький

    Заглянуть в прошлое можно не только благодаря старым фотоальбомам и прадедовским преданиям. Вернуться в разные эпохи и сложить историческую мозаику городов, стран и целых народов помогут деньги, если воспринимать их как искусство.  Именно  под таким названием — «Деньги как искусство» — на минувшей неделе открылась уникальная выставка в галерее «Елисаветград».

    Это первый опыт создания в нашем городе экспозиции, которая рассказывает об истории денежного оборота Украины, России и множества зарубежных стран. Представленные купюры и монеты дают возможность проследить историю денежного обихода на протяжении почти двух с половиной столетий. Это и деньги Временного правительства, и первые денежные выпуски Советской республики, и деньги УНР и других государственных формирований на территории Украины, купюры всех стран СНГ, разнообразные векселя, купоны, разменные билеты, керенки, деньги–марки, известные немецкие нотгельды — так называемые деньги чрезвычайного состояния и множество других денежных знаков. Все они  из личной коллекции Михаила Иссаковича Бондаря, директора Кировоградской областной дирекции «Правэкс–Банка».

    Более 20 лет он собирает банкноты  всех стран и времен. Есть в его собрании и монеты, но больше всего коллекционер увлечен бумажными знаками. Михаил Иссакович настолько любит свое детище, что может разговаривать о коллекции часами. Верно сказал французский художник Марк Шагал — «Настоящего коллекционера видно не по тому, что у него есть, а по тому, как он этому радуется».

    «Когда приезжаю за границу, иду на рынки искать купюры»

    Во многих детях заложена любовь к поиску и собирательству. Со временем у большинства страсть к коллекционированию исчезает, и только некоторые проносят ее через всю жизнь. К таковым относится и Михаил Иссакович.

    — Помню, был еще мальчиком, когда начал собирать облигации и разные денежные знаки, которыми играл со своими  ровесниками. С детства у меня к этому была особая тяга. Но серьезное осознание того, что хочу заниматься деньгами, пришло только, когда стал банкиром.

    К слову, Михаил Иссакович в банковской сфере работает уже 33 года, конкретно в  «Правэкс–Банке» — около 10 лет. Так что профессиональная деятельность не могла не отразиться на его увлечении. 

    — Работа не может не влиять на человека. Если ты работаешь в банке и каждый день имеешь дело с деньгами, то хочется понимать и разбираться, какие бывают купюры, монеты, что они собой представляют, — говорит коллекционер. — Но больше возможностей для собирательства денег появилось уже после провозглашения независимости Украины — когда занавес нашей страны приоткрылся, стало гораздо легче.

    — Как Вы собираете деньги?

    — Через Интернет, знакомых коллекционеров, на «блошиных рынках», за рубежом. Если другие, приехав за границу, спешат пройтись по магазинам, то я иду на рынки искать старые купюры и монеты. Из каждой страны, где я бываю, мне интересно привезти  полную «линейку» денежных знаков. Хорошо пополнил коллекцию, побывав  во Франции, Испании, Мексике, Эмиратах.  Но меня в первую очередь интересует не нумизматическая ценность денег, а их история,  хороший вид, боны (бумажные деньги, вышедшие из употребления — ред.) с интересной системой защиты.

    - Каждое воскресенье в Ковалевском парке собираются бонисты и нумизматы. Кто–то достал какую–то купюру, кто–то приобрел. Также приходят и другие коллекционеры, к примеру, значков или марок, кто чем занимается. Но, как по мне, коллекционировать деньги —  более интересное увлечение, чем собирать бутылки или пробки
    от пива.

    В отличие от других нумизматов, бонистов, Михаил Исаакович не  скрывает свою коллекцию от людей. Именно потому и возникла идея устроить такую выставку в галерее «Елисаветград», чтобы жители города имели возможность узнать об истории денег.

    — В нашем отделении банка часто бывают гости, в том числе и  студенты, делегации из других стран, которым я показываю свою коллекцию. Недавно были англичане, болгары, они просили показать им их национальные деньги и получили удовольствие от просмотра. Говорят: «Мы уже забыли, как выглядят наши деньги, нам очень интересно  взглянуть на банкноты». И я, конечно же, не против. Моя коллекция доступна. Если люди хотят, я позволяю прикоснуться к купюрам, перевернуть их, рассмотреть.

    «В Зимбабве выпускали купюры номиналом сто триллионов долларов»

    — О каждой купюре можно рассказывать целыми днями, — говорит Михаил Иссакович. — Любая страна хотела видеть на своих банкнотах национальных героев. И меня всегда интересовало, кто там изображен. Это можно выяснить с помощью специальной литературы, там есть информация обо всех купюрах. Правда, о разработчиках дизайна банкнот мало данных, потому что 90% таких специалистов остались неизвестными — имена мастеров, как правило,  не называют.

    Целый альбом посвятил Михаил Иссакович деньгам времен Великой Германии.

    — Есть немецкие деньги, которые печатались 2 раза в день — такая была инфляция. А вот эти банкноты (показывает) печатались в миллионах. Говоря об инфляции, нельзя не упомянуть и деньги Зимбабве. В коллекции есть купюры номиналом сто триллионов долларов. Безусловно, это абсурд, но, тем не менее, такое явление было в реальности.

    — А вот эта чешская крона — необычная. На ней микроотверстиями выбито слово «образец» — такие купюры — большая редкость, их выпускают в ограниченном количестве, — рассказывает Михаил Иссакович. — Купюры–образцы были эталонами денег, они особо ценятся в мире коллекционеров.

    Михаил Иссакович показал и те банкноты, которые получили народные названия. Катенька, петенька, сашенька — именно так прозвали деньги царской России с изображением Екатерины II, Петра I и Александра II. Они на протяжении многих лет были одними из самых крупных купюр страны. А о их  художественной ценности и изысканности действительно можно говорить часами.

    Если монеты можно сравнить с маленькими скульптурами, то банкноты — это уже картины. Некоторые купюры больше похожи на открытки или приглашения,  валюта континента Антарктида, например,  напоминает билеты в цирк — яркие, цветные, с изображением пингвинов. Действительно, необычно держать в руках определенную сумму, а внимание обращать вовсе не на цифры с ноликами, а на рисунок, над которым трудились искусные дизайнеры, выписывая каждый завиток на своем шедевре — необычном и неповторимом. Как, например, бразильские боны–перевертыши — крузейро, на которых изображение есть и в обычном виде,  и вверх ногами, как на игральных картах. Или изображения разных животных на рупиях Сейшельских островов.

    «Имея 5 или 6 таких купюр, можно было приобрести город»

    — Во сколько Вы оцениваете свою коллекцию?

    — Этого не скажет ни один коллекционер. Как рыбаки не рассказывают о своем улове и не подсчитывают рыбу до конца рыбалки, так и большинство коллекционеров воздерживаются от подсчета  собираемых вещей. А то дальше они могут плохо собираться.  Я  тоже немного суеверный в этом плане. Поэтому  не могу сказать, поскольку и сам не знаю, сколько у меня  в коллекции купюр. Могу сказать, что банкнот собрано больше, чем со ста стран мира. Гораздо больше, но я их тоже не считаю, на пенсии потом буду считать (смеется).

    — Какая у Вас самая дорогая купюра?

    — Так чтобы самой дорогой — нету. Есть одна из самых ценных — петенька — Петр І, 500–ка. Она старинная, хорошо сохранена, в идеальном состоянии,  мне очень нравится ее выполнение. И есть интересная историческая деталь — когда–то, имея 5 или 6 таких купюр, можно было приобрести поселок или город.

    Ценны для меня и елисаветградские деньги одного дня, также очень нравятся швейцарские банкноты, их прекрасный  дизайн и высококлассная защита от фальсификации. Доллары и евро подделывают, а вот швейцарские купюры не могут — там слишком  много тонких гамм, переливов.

    — Какая самая «старая» банкнота Вашей коллекции?

    —  Их много разных, например, китайские купюры XVI столетия. Я вообще не группирую деньги по годам их выпуска, сортирую только по странам.

    — Вы говорили, что у каждой купюры есть своя история. Расскажите одну из самых интересных.

    — Я даже не знаю. Это все  равно, что после просмотра хорошего многосерийного фильма тебя просят назвать эпизод, что больше всего понравился. Первая, которая приходит на ум, это история купюры Литвы номиналом 10 лит. На ней изображены литовские лётчики Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас,  погибшие при трансатлантическом перелёте в 1933 году. Как герои своей страны они увековечены на банкноте.

    — Здорово, что и на украинской валюте изображены отечественные герои —  Богдан Хмельницкий, Леся Украинка, Тарас Шевченко, Григорий Сковорода и другие. Это говорит о том,  что нам есть чем гордиться. Мы не у кого не перепечатываем, не перенимаем дизайн чужих денег, а делаем свое, национальное.

    «Советская копейка нынче стоит 50 тысяч»

    — Какой купюры Вы добивались больше всего?

    — Такой еще нету. Как каждый настоящий охотник знает, где найти фазана, так и коллекционер денег знает, где достать банкноту или монету.

     Сейчас Михаил Иссакович  увлекся сбором советских копеек — стремится, чтобы в его коллекции были  копейки всех номиналов всех годов выпуска. Говорит, есть такие, которые найти почти невозможно, они выпускались в очень ограниченном количестве.

    — Например, одна копейка 1925 года на «черном рынке» стоит 50 тысяч. Я не фанатик — попадется  — хорошо, не попадется — ничего страшного. Но практически все копейки начиная с 1924 года — по настоящее время у меня уже есть.  Недавно я разбил старую копилку, в которую бросали деньги еще мои родители, и фактически 70%  монет для этой коллекции у меня уже было. 

    — Что бы Вы еще хотели собрать?

    — Купюры старой России, но все такие деньги собрать невозможно.

    Сейчас делаю монетную карту Украины, на которой расположены собственные монеты городов, притом не только областных центров, а и маленьких тоже. Вот, к примеру, Коростень — городок небольшой, а монету свою имеет. Буквально на днях я докупил еще монет для карты — городов Одесса и Черновцы. Кстати, в них я тоже в свое время работал директором «Правэкс–Банка».

    Оценить  деньги как искусство можно до  26 мая в выставочном зале галереи «Елисаветград».

    Елена Несен, "Первая городская газета" №20