В центральной городской больнице пациенты делят палаты с тараканами

  • 16 лют. 2012 10:13
  • 5872
    • Новина В центральной городской больнице пациенты делят палаты с тараканами Ранкове місто. Кропивницький

    Побывав с ребенком в центральной городской больнице, в детском отделении, я долго не могла отойти от шока. Условия, в которых там пребывают пациенты, просто ужасные. Например, мыть дочку приходилось в тазике в санузле, и это поздней осенью! Причем и туалет, и «ванная комната» совмещены. Облезшие стены, ямы в полу, тараканы – вот в таких палатах приходится пребывать маленьким пациентам с их мамами.

    Больным, которым и так не сладко, такие условия лишний раз «добавляют оптимизма».

    Возникает вопрос, если власти находят средства на переименование главных улиц и подобные мероприятия, почему же тогда не подумать о более глобальных и насущных проблемах. Например, создании нормальных условий в центральной городской больнице.  

    Главврач: Все всё знают, но ничего не обещают

    В первую очередь «Первая городская» обратилась за комментарием к главврачу этого больничного комплекса Валерию Голикову.

    Скрывать, что больничный комплекс находится в плачевном состоянии, он не стал.

    - Сюда нужны огромные капиталовложения. Городу самому не по силам потянуть такие расходы. Мне кажется, что и власти, и управление архитектуры города должны работать совместно. Но на нашу больницу архитектура никогда ни копейки не давала. Тех денег, которые выделяются из бюджета, катастрофически не хватает. О капитальных ремонтах речь пока вообще не идет, - говорит Валерий Михайлович.

    В прошлом году один корпус пришлось закрыть, так как он в аварийном состоянии. Мы приглашали сюда и областную архитектуру, и управление коммунального строительства. У нас был и заместитель прошлого мэра, и представители чрезвычайной комиссии. Посмотрели все и сделали вывод, что ремонт необходим, но денег таких нет.

    Даже на частичный ремонт сегодня средств не хватает. Сказать, что нам отказывают, я не могу, просто из-за нехватки денег в бюджете это дело затягивается.

    - Люди жалуются на наличие тараканов в палатах. Неужели их невозможно вывести?

    - Объяснить причину появления тараканов мне трудно. Они же у многих в квартирах есть, может, заносятся самими больными. Вы же понимаете, у нас такой контингент бывает (и бездомные, и пьяницы), что все может быть. Мы протравливаем регулярно, у нас с санэпидстанцией договор есть, так что – боремся. Одно время они вообще исчезли, а потом вновь появились.

    - На что направляются деньги, которые с пациентов собирают на «благотворительные взносы»?

    - Деньги из благотворительных взносов идут на покупку медицинских препаратов, мелкой аппаратуры, а также на ее ремонт, если он не требует больших денежных затрат. Мне очень не нравится вся эта благотворительность, но выхода другого нет.

    - Сколько из городского бюджета выделяется на оплату одного дня пребывания пациента в больнице?

    - Порядка 5 грн. в сутки на больного, а необходимо – 65 грн. Так что не нужно особых математических способностей, чтобы понять, что денег не хватает. Кормим мы пациентов неплохо, даем и мясо, а деткам и яйца, и молоко, и творог. Но, конечно, хотелось бы , чтобы условия были лучше.

    Архитектура: Вместо больницы здесь должен быть историко-архитектурный заповедник

    Как должны охраняться памятки такого уровня, «Первая городская» узнавала в отделе охраны культурного наследия ОГА. Консультировал по этому вопросу нас сотрудник данного отдела Валентин Собчук. Как выяснилось, комплекс сооружений крепости Святой Елисаветы имеет статус памятника архитектуры национального значения. В украинском государстве - это высший статус памятника культурного наследия, что подчеркивает его исключительность. В комплекс входят и несколько исторических зданий, которые сейчас занимает городская больница. Все сооружения времен постройки крепости были деревянными. Лишь в следующем, 19 веке их стали строить из камня. Именно в этих исторических зданиях находятся несколько корпусов городской больницы.

    - Какие шаги предпринимаются действующей властью и ее предшественниками для сохранения здания?

    - В 1994 году (240-летие города) власть, пожалуй, впервые (и то по указанию ученых из областного краеведческого музея) обратила внимание на крепость в перспективе ее музеефикации. Ученые составили хорошую поэтапную программу, на выходе которой должен быть скансен (музей под открытым небом), что однозначно превратился бы в визитку города. Тогда в Кировоград даже был приглашен британский археолог Майкл Лестер, который удивлялся наличию такого уникального памятника с поразительной сохранностью. Он также был поражен, почему до сих пор не составлен бизнес-план, который бы реанимировал памятник. Тогда, кстати, проведены первые, и пока единственные археологические исследования в крепости (М.П. Тупчиенко).

    В последние несколько лет в прессе время от времени возникает мысль о целесообразности перенесения инфекционного отделения, а то и всей больницы в другое место. Тогда здание больницы стало бы музейным комплексом. В 2011 году наш отдел предложил создать историко-культурный заповедник «Старый Елисавет», центром которого была бы крепость святой Елисаветы и две исторические улицы города - Дворцовая и Б.Перспективная. К сожалению, город как основной балансодержатель памятника «боится» браться за столь амбициозный проект. Есть еще одна существенная проблема: нужно определить границы памятника и изготовить учетную документацию. Это очень важный момент, который позволил бы определить реальные охранные зоны памятника и не позволять необоснованные застройки и т.д. Это также недешевое удовольствие, и город опять же просто не хочет тратиться на это. Надежду вселяет буквально таки приказное решение первого заместителя председателя ОГА Андрея Николаенко, который обязал город развернуться лицом к проблеме и в ближайшее время продемонстрировать реальные шаги в направлении того, что сделано по организации заповедника «Старый Елисавет», - рассказывает Валентин.

    - Насколько регулярно или часто проверяется сохранность сооружений?

    - Проверка органами охраны культурного наследия, согласно законодательству, должна проводиться планово раз в пять лет. Это в том случае, если памятники не находятся в аварийном состоянии.  Если же состояние памятника значительно изменилось (после ремонтных, реставрационных и других работ или в результате действия факторов, которые привели к разрушению или повреждению) - в пятидневный срок после его изменения.

    Управление здравоохранения: На ремонт нужны миллионы, а таких денег нет

    Начальник управления здравоохранения города Оксана Макарук объяснила, что профильным управлением не предусматриваются расходы на ремонты, тем более таких объектов.

    - На ремонт аварийного корпуса требуются миллионы гривен. В нашем бюджете таких денег нет, поэтому есть острая потребность в деньгах из государственной казны. Поскольку это памятка национального значения, то и решаться проблема должна на государственном уровне, - подчеркнула Оксана Александровна.

    Впрочем, она отметила, что, возможно, в следующем году  отремонтируют один из корпусов больницы. Но пока это только планы.

    Понятно одно, хоть корпуса центральной городской больницы и являются исторически важными объектами и вполне могут стать визитной карточкой Кировограда, о них предпочитают не помнить, не предусматривая дополнительные расходы. Но в рамках возвращения городу прежней исторической славы можно было бы и подумать или хотя бы попытаться привлечь к проблеме не только государственное, но и спонсорское внимание.

    Пациенты: В больнице страшно засыпать

    Начнем с мнения самих горожан, которым в то или иное время пришлось поправлять здоровье именно в этой больнице. Для этого мы опросили прохожих в районе лечебницы.

    Алла, 45 лет:

    - Осенью прошлого года я попала сюда с воспалением легких. Положили меня в трехместную палату.

    Что я могу сказать... Обращение персонала хорошее. И медсестрички заботливые, вежливые, и врач тоже такой был. А вот об условиях пребывания в палате даже вспоминать страшно.

    Линолеум ободранный, штукатурка сыплется, батареи страшные. Но самое ужасное для меня – это совместный санузел и для мужчин, и для женщин. Сантехника изношена до такой степени, что словами не передать. Не знаю, какое белье, посуда и еда, поскольку я все брала с собой, но думаю, что ничем не лучше всего перечисленного раньше. Но это еще не предел. Тараканы, я бы даже сказала тараканища, ходят по палате, как туристы по Красной площади! Это просто омерзительная картина. А еще эти благотворительные взносы… Я понимаю, что на медицину денег мало государство дает, но совсем не видно, на что тратятся эти взносы. Я не платила принципиально.

    Татьяна, 24 года:

    - В октябре прошлого года лежала в первой больнице с сыном в инфекционном отделении. Воспоминания не из приятных. Я как мать боялась уснуть. Ребенок слабенький – с температурой, после процедур засыпал, а я боялась даже глаза закрыть. Тараканы просто пешком ходят! Все, от чашки до личных вещей, приходилось заматывать плотно в пакетики, чтобы туда не залезли паразиты. Очень холодно в палате. Да, у меня дома есть обогреватель, я его взяла с собой и понемногу прогревала палату, а если у кого-то нет? Это ж замерзнуть можно!

    Из окон дует, батареи облезшие, с потолка сыплется побелка. А ночью, если свет не горит, по палате вообще ходить опасно – покрытие на полах местами есть, местами нет. Можно зацепиться и хорошенько загреметь.

    При всем этом «комфорте» мне приходилось спать на одной кровати с ребенком, так как детская в таком ужасном состоянии, что я просто побоялась его туда укладывать. Тем более, что прямо над кроваткой висела лампа, которая, как по мне, держалась только на честном слове.

    Ничего хорошего об условиях сказать я не могу. Только врачам – вылечили нас, за что искреннее наше спасибо.

    Екатерина, 62 года:

    - Ой, лежала я здесь в терапии. Где-то с полгода назад. Намучилась. Мне дети дали всего 700 грн. на лечение, на первое время. На медикаменты я каждый день тратила разные суммы, потому не могла подсчитать, на сколько мне хватит этих денег. А одна медсестра как пришла, как прицепилась ко мне со своими взносами! То, что при поступлении я заплатила, это само собой, а вот взносы на моющие, чистящие, лампочки, 10-ка пар перчаток, вата и т.д.. Не давала до последнего, боялась, что останусь без лекарств, но все же под напором сдалась и отдала деньги (что-то около 70-80 грн.).

    Больно смотреть, что людям приходится пребывать в таких условиях, как после бомбежки или пожара.

      

    Здесь воздух пропитан историей

    В 1755 году в центре крепости Святой Елизаветы был построен госпиталь для гарнизона. В разное время там побывали известные полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Именно в этом госпитале оперировал и лечил больных всемирно известный хирург Николай Пирогов, о чем свидетельствуют мемориальная табличка на приемном отделении больницы и памятник в центре двора. До сих пор при больнице есть музей, где хранятся документы, рецепты и даже скальпели выдающегося хирурга.

    Когда же крепость потеряла свое военно-стратегическое значение, на базе госпиталя была открыта первая (в нынешней Украине) Елисаветградская медико-хирургическая школа. Каждый 8-й врач и фельдшер царской России был выпускником этого заведения.

    Первая городская больница (которую мы знаем сегодня) была основана 6 июня 1877 года. В наше время и сама больница, и ее территория охраняются государством как архитектурный памятник. Но, несмотря на свой солидный возраст, она продолжает работать.

    Жанна Петрович, "Первая городская газета" №7