В поисках здоровых продуктов.
Идея экологической кампании «Живи органично» показалась весьма интересной, тем более в её всемирном исполнении. Целью стала популяризация органического питания и земледелия как составляющей ответственного отношения граждан к своему здоровью и окружающей среде. Планами организаторов предусматривались различные мероприятия в учебных заведениях, а также своеобразный мониторинг присутствия органических продуктов в торговых сетях Кировограда. Итогом должна была стать общая информированность граждан о преимуществах органических продуктов по сравнению с выращенными и приготовленными традиционными методами, обучение потребителей отличить настоящую органическую продукцию от замаскированной под названиями «био-», «эко-» и «натуральное».
29 сентября активисты встретились с десятиклассниками школы №3. Координатор зелёной недели в Кировограде Анастасия Бабаева вкратце поделилась опытом предыдущих кампаний экологического направления в Кировограде. После этого участникам встречи показали обучающий видеоролик об органическом питании. Состоялось небольшое интерактивное знакомство, во время которого учащиеся поделились своими знаниями и опытом по данной теме.
Увы, познания оказались практически нулевые. Ясное дело – их типичный рацион составляют чипсы, сухарики, кока-кола и ей подобное. О какой органике речь? Потому активисты и пытались «наставить на путь истинный». Анастасия Бабаева вместе с партнёром из ОО «Флора» Ольгой Дудник рассказали о ситуации в развитии производства органических продуктов в Украине, логотипах сертифицированной органической продукции, которые могут быть на товарах в украинских торговых сетях, и почему покупать более дорогие органические продукты фактически выходит дешевле для здоровья и кошелька.
Кроме того, волонтер Корпуса Мира Пол Бронсон, приехавший в Кировоград по приглашению «Флоры», поделился историей движения за органическое потребление в США. Он сравнил экономическую эффективность органического и неорганического, подкормленного химикатами, производства. В итоге выяснилось, что уже в первый год урожай органических культур сопоставим в объёмах с неорганическим. А в течение последующих лет значительно его превышает. Школьники были заинтригованы, вопросы сыпались десятками. Удовольствие от общения, похоже, получили обе стороны. А с целью закрепления новых знаний и возможности их практического применения активисты пригласили десятиклассников поучаствовать в рейдах по кировоградским супермаркетам с целью поиска в ассортименте органической продукции.
О пользе фруктов для здоровья активисты рассказали учащимся школы №2. Почему не всегда яблоко с дерева можно считать более полезным для здоровья, как фермеры органических хозяйств воюют с вредителями и зачем нужны жабы на органическом поле . Ответы на десятки подобных вопросов вместе с экоактивистами искали ученики шестых и седьмых классов. Над темой органического питания детей вынудил задуматься анимационный ролик «Что такое органика», где простым и понятным языком объяснялись принципиальные отличия органических и неорганических продуктов, различия в способах их выращивания и важность контроля над их качеством. В последовавшей затем дискуссии активисты едва успевали отвечать на сыпавшиеся вопросы. И здесь Пол Бронсон убеждал школьников в приоритетах «живой» продукции.
Также в рамках акции в библиотеке для юношества были показаны «Устный журнал» фильм на тему органического питания, который просмотрели не только читатели библиотеки, а и кировоградские школьники, желающие закрепить ранее полученные и приобрести новые знания.
Первого октября Зелёная неделя добралась к малышам-первоклассникам кировоградской школы №4 . Согласитесь, навыки ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде начинают формироваться с самого маленького возраста.Поэтому общение было в более игровой форме, а за правильные ответы ребятня получала небольшие призы в виде магнитиков и наклеек. Также детям раздали специальные буклетики для передачи родителям. В них были рекомендации по выбору для их чад настоящих «здоровых» продуктов.
И всё же, есть ли на полках супермаркетов нашего рода здоровые продукты? Ответ на вопрос искали старшеклассники ранее упомянутой школы № 3, вооружившись специальными брошюрами, где были указаны мировые маркировочные логотипы.
Объектами проверок были избраны супермаркеты АТБ, Фуршет и Экомаркет, расположенные в районе Новониколаевки. Юные инспекторы с сожалением выяснили, что известные им и привычные для потребления торговые марки отнюдь не являются органическими по причине отсутствия необходимой сертификации. Необычно организованная группа привлекла внимание как покупателей, так и сотрудников магазина и службы охраны. Последняя пыталась воспрепятствовать фотосъёмке, но вынуждена была смириться после ознакомления с целью визита активистов.
Несмотря на разочарование в поиске (а продукции с нужными логотипами так и не нашли), в головах юных поисковиков как минимум закрепилось осознание того, что реклама чаще является двигателем прогресса, нежели здоровья. И надежда на то, что формальная зелёная неделя выйдет в умах юного поколения за рамки лекций, мотивирует активистов на дальнейшую работу. Ибо ученье, как известно - свет.
Максим Гуцалюк, по материалам организаций «Флора» и «Мама-86».