«Я никогда в жизни не принадлежал себе...»

  • 3 жовт. 2015 16:25
  • 1631
    • Новина «Я никогда в жизни не принадлежал себе...» Ранкове місто. Кропивницький

    Накануне Дня учителя педагоги Кировоградщины традиционно вспоминают выдающегося земляка Василия Александровича Сухомлинского. Обе даты его жизни — дни рождения (28 сентября 1918 г.)
    и смерти (2 сентября 1970 г.) — приходятся на сентябрьские дни.

    Сегодня мы публикуем выдержки из статьи известного педагога–земляка Виктора Громового, посвященную легендарному директору Павлышской средней школы. Статья была опубликована к 90–летию Василия Сухомлинского в 2008 году, когда автор, заслуженный учитель Украины Виктор Громовой, возглавлял комиссию Кировоградского областного совета по вопросам образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и туризма. Многие вопросы, затронутые в ней, актуальны и сегодня.

    На мой взгляд, фраза Сухомлинского, которую я вынес в заголовок статьи, для понимания «триумфа и трагедии» этого человека значит больше, чем сотни страниц воспоминаний о нем, десятки диссертационных исследований, сотни статей–панегириков... Конечно, одному Богу известно, что он имел в виду, когда писал эти слова. Поэтому, интерпретируя их, не стоит прибегать ни в пафосные вариации на тему «сердце отдаю детям», ни в догадки о социальном самочувствии человека в тоталитарной «системе».

    Фраза «Я никогда в жизни не принадлежал себе...» меня лично поразила не меньше, чем строки из письма Александра Чехова своему брату Антону: «В детстве у меня не было детства».

    Он и сейчас не принадлежит себе, кто–то хочет его «приватизировать», кто–то им успешно прикрывается, кто–то претендует на роль его монопольного интерпретатора... Хочу сразу же оговориться: в этом материале речь не будет идти о самом Сухомлинском. Я не берусь делать глубокий анализ и его творческого наследия, хочу только сделать акцент на том, что сейчас происходит вокруг его фигуры и как по–разному воспринимается его творчество на расстоянии времени.

    В современной Украине Сухомлинского «используют»

    Используют в худшем понимании этого слова и с целью, далекой от задач гуманизации образования. В частности, те или иные политические силы воспринимают каждый его юбилей как очередной повод для получения политических дивидендов.

    Пять лет назад было заявление депутатской фракции одной из тогда парламентских партий по «Празднованию 80–летия со дня рождения великого педагога, учителя–новатора Сухомлинского». В этом году уже другая политическая сила, которая «со скрипом» попала в Верховную Раду, хотела набрать очки, продвигая постановление к 90–летию В. Сухомлинского...

    Сухомлинского заговаривают

    Некоторые воспоминания о Сухомлинском напоминают воспоминания о визитах ходоков к дедушке Ленину. Если провести контент–анализ большинства публикаций, выяснится, что количество стандартных фраз вроде «выдающийся украинский педагог–гуманист» явно зашкаливает. Излишне доказывать, что такая идеализация и канонизация только вредит настоящему осмыслению его работ именно «на расстоянии времени» с позиции современной, а не ретропедагогики.

    «Да задолбали уже меня этим Сухомлинским!» — вот такой приговор всем нашим юбилейным мероприятиям вынес один из их добровольно–принудительных участников (из тех, кем «наполняли» зал), исходя из конференции пятилетней давности. Боюсь, что и сейчас будет все как всегда. В 2008 году на всех уровнях теми же людьми будут сказаны те же слова, которые звучали и в 1978–м, и в 1988–м, и 1998–м... И результат или, как сейчас принято говорить, «сухой остаток» от этого действа тоже будет как всегда: усиление аллергии «на Сухомлинского» у части педагогов–практиков, особенно у критически настроенного молодого поколения.

    Сухомлинского мифологизируют

    Педагогическую реальность не так просто понять и еще труднее понять. Это подтверждают неформальные рассказы тет–а–тет нескольких учителей Павлышской школы, которые работали вместе с Сухомлинским. Они рассказывали мне (конечно, «не для прессы») о том, что в их коллективе тоже были люди, которые слабо понимали суть происходившего в этой школе. Были и такие, которые утверждали: «У нас ничего такого нет, он пишет неправду в своих книгах и статьях!» На мой взгляд, никакой предвзятости в этих и не только у этих людей тогда не было. Они хоть и были рядом с Мастером, но были от него слишком далеко. Они жили в другом педагогическом измерении и не могли увидеть той педагогической реальности, которую творил Сухомлинский. Только тогда, когда его официально признали, и те, кто не понимал, и те, кто откровенно травил, сразу же стали «соратниками Сухомлинского». 

    В другом педагогическом измерении жили и те, кто был на тогдашнем педагогическом Олимпе. Представление об атмосфере «на горе» дает письмо Сухомлинского, датированное 29 мая 1966, профессору Е.Костяшкину: «Очень радостно, что есть единомышленники, которых тревожит будущее педагогической науки. А в ней в самом деле творится что–то странное. Мне кажется, что многие наши педагоги, которые управляют нашим кораблем, сами не любят ни школы, ни детей: больше того, кое–кто из них глубоко ненавидит педагогику. Никакой педагогической мысли в рубке этого корабля нет. Люди отстаивают часы своей «вахты» и все. Вы правы об этом надо писать, кричать надо. Думаю, что придет время, когда мы вместе с Вами скажем об этом во всеуслышание». Время пришло! Немифологизированний Сухомлинский и сейчас может быть образцом борьбы против педагогических маразмов, борьбы за живую педагогику.

    Сухомлинского вульгаризируют

    Вот фрагмент отчета о «творческом внедрении идей добротворца» в одной из школ: «На общешкольных линейках, где подводятся итоги работы за неделю, вместо» морали «читается одна из сказок или рассказов В.А. Сухомлинского, каждая из которых несет огромный заряд для воспитания у учащихся общечеловеческих ценностей, которые заставляют думать над совершенными поступками». Как вам такой «воспитательный прием»: ударим по нарушителям дисциплины сказками и рассказами Сухомлинского?! Может, я чего–то не понимаю, но, на мой взгляд, именно откровенной вульгаризацией есть такие чтения перед строем учащихся 1–11 классов сказок, которые адресованы учащимся определенного возраста и требуют совершенно другой («нестроевой») атмосферы восприятия.

    К сожалению, и большинство стендов с названиями вроде «Учимся у Сухомлинского», которые обновляются к юбилею во многих наших школах и детских садах, остаются до боли похожими на «Ленинские уголки». Традиция догматического и декоративно–ритуального восприятия всего того, что идет сверху, «живет и побеждает».

    Сухомлинского не понимают

    Причем не понимали тогда и не понимают сейчас. Мы до сих пор… даже на расстоянии времени так и не смогли понять сущность понятия «школа радости». Учитывая то, что радость — это чувство, которое невозможно вызвать искусственно, должна измениться сама природа школы с тем, чтобы у нее появилась способность «производить» радость. Порождение радости должно быть естественным для школы процессом. Радость познания и радость успеха, вкус победы и вкус к жизни — именно это ребенок должен легко находить в школе. Вот почему хороший учитель для Сухомлинского — «это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними...»